Россия родина моя сочинение. Сообщение "моя родина - россия" Сообщение на тему родина

Родина есть у каждого человека. Родиной называется страна, где человек родился. Обычно - это место, где прошли детские годы. С ними связаны самые приятные воспоминания.

Для меня родина - это не только место, где я родился, но ещё родной город, семья, друзья и природа. В родном доме тебя всегда ждут, тебе всегда рады.

Думая о родине, я вижу перед собой улицы моего любимого города, лица моих родных, леса и озёра родного края.

В центре города есть моё любимое место - это Сквер памяти героев с Вечным огнём. Когда я бываю там, я думаю о людях, которые уходили на фронт. Они так сильно любили свою родину, что даже были готовы умереть, защищая её.

У каждого человека своя родина. Но я знаю точно - это самое лучшее место на Земле.

Россия - наша родина

Россия - наша родина, это страна в которой мы родились и живём. Наша родина могучая и великая. Она богата полезными ископаемыми, растениями, животными, реками озёрами. Россия - страна обширных равнин, высоких гор, лесов и степей. В России живёт более ста сорока двух миллионов человек. Более ста разных наций. Россия уважает традиции всех народов.

Мы гордимся своей Родиной.

Моя родина

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове - Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что - то своё. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране в которой родились. Любовь к родине нам прививают с детства родители, воспитатели, учителя. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о родине, мы думаем о героях прошлого и настоящего и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Всё это - наша история, всё это - наша Родина.

Родина

Россия - это наша с вами родина. По этому она для нас важнее и дороже всех остальных стран. Её судьба, её достижения и беды отражаются на каждом из нас. Человек не перестаёт любить родину даже если ему что - то не нравится. Она готов отдать родине самое дорогое, что у него есть - свою жизнь.

А с чего начинается родина? Родина начинается с родителей и с того, что окружает нас с рождения. Для кого - то родина начинается с деревенского домика или городской квартиры. С любимых домашних животных, с родителей.

Для меня родина начинается с уютного дворика, в котором я привыкла гулять с мамой и папой.

Что значит для меня моя Родина.

Слову родина можно дать много определений, все они будут означать что - то любимое светлое радостное и тёплое для тебя.

Родина - это такое место, где ты родился. Это и твой дом, и твоя улица, твой город и твоя страна.

Родина - это такое место, где ты живёшь. Это и моя школа, мой двор, где я гуляю со своими друзьями,и мой дом, где живут мои самые близкие люди.

А ещё родина - это наша страна. Россия - самая большая страна в мире. Мы гордимся своей родиной за её богатую историю, за великие победы, за красоту природы, за знаменитых людей, которых оно дала всему миру. Родина - это такое место, где тебе хочется постоянно быть.

Примечание

Уважаемые ученики, сочинение на тему "Моя родина" для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и попробуйте самостоятельно написать сочинение к уроку литературное чтение о том "Что значит для меня Родина".

Доклад

На тему:

«Россия – наша Родина»

Выполнил: Серов Максим 4 «б» класс

Учитель: Рехина Мария Александровна

Санкт-Петербург

2015

Россия - наша Родина.

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!

Что же такое Родина? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом? Место где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина – это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.

Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.

Ф. Беккон сказал: «любовь к Родине начинается с семьи». И если существует гармония, любовь и порядок в семье, то все это и отразится на характере индивида. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Ценя своих родных, человек будет так же ценить и свою родную страну и всячески ей сопереживать. Второе, с чего начинается Родина, - это любовь к вере предков и вообще к памяти предков. История каждой страны индивидуальна и полна своих курьёзных моментов. Я считаю, что житель той или иной страны должен знать историю тех земель, где он вырос и живёт до настоящего момента. Тяжело будет тому человеку, который не знает историю своего народа. Русский человек, он воспитан на русской земле, которая всегда была, есть и будет нашей. Вся сила в любви к семье, к отечеству, к природе.

Я родился и живу в России и люблю свою Родину, ее природу, реки, озера, ее бескрайние просторы, традиции, обычаи. Я живу в городе Санкт-Петербурге - «Северная Венеция», как многие его называют, я горжусь этим городом- культурной столицей России. Город, который я люблю всей душой, с его памятниками архитектуры, с его историей, с его величием и вечно меняющейся погодой. Но это мой город, моя страна, моя Родина! Еще я люблю Максатиху - это поселок в Тверской области, там живут мои бабушка и дедушка. Там я провожу все каникулы, зимние, летние и весенние. Летом я купаюсь в речке, катаюсь на велосипеде, гуляю с друзьями, хожу с дедушкой на рыбалку, за грибами. Мне нравится необыкновенной красоты природа Тверской области. В Максатихе протекает четыре реки: Молога, Волчина, Ривица, Тифина. Как там хорошо летом, там отдыхаешь душой и телом от городской суеты и шума.

Россия - это страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим.

Росси́я - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население- 146 267 288 человек. (2015), территория - 17 125 407 км². Россия занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения. Россия граничит с восемнадцатью странами (самый большой показатель в мире). Отличается значительным этнокультурным многообразием. Большая часть (около 75%) населения относит себя к православию, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире. Россия является великой державой и энегетической сверхдержавой. Одна из ведущих ведущих космических держав мира, обладает ядерным оружием и средствами его «доставки». В России проживают представители более 200 национальностей (этнических групп). Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Среди наиболее распространённых разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский, армянский, осетинский и немецкий (индоевропейская языковая семья), татарский, чувашский и башкирский (алтайская языковая семья), удмуртский, марийский и эрзянский (уральская языковая семья), чеченский, аварский и даргинский (нахско-дагестанские языки), кабардино-черкесский (абхазо-адыгская языковая семья). Русский язык является родным примерно для 130 миллион граждан России (92% населения России). Россия - огромная страна и многонациональная держава.

Россия - одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами пресной воды. Поверхностные воды занимают 12,4% территории России, при этом 84% поверхностных вод сосредоточено к востоку от Урала. В структуре водоиспользования преобладают производственные нужды.

Самое большое пресноводное озеро - Байкал в восточной части страны (около 31 700 км²), которое является самым глубоким озером планеты.

Страна богата различными полезными ископаемыми. Запасы нефти разведаны в том или ином объёме практически во всех регионах страны, в частности, в Тюменской области, на Сахалине, в Башкортостане, а также на шельфе; природного газа- в Ямало-Ненецком автономном округе. Более 70% российской территории - это зона рискованного земледелия. Сельскохозяйственный сезон на большей части территории России длится 2-4 месяца (для сравнения, в Европе или США- 8-9 месяцев). В то же время в России находится 9% всех продуктивных пахотных земель мира и более 50% мировых черноземов.

Знаете ли Вы, что жители Санкт-Петербурга, отправляющиеся каждое утро на работу на трамвае, не подозревают, что пользуются самой большой трамвайной сетью в мире: 2402 трамвая работают на 64 маршрутах общей протяженностью более 690 километров.

Столичным трамваям до питерских еще далеко. Но если, например, в Москве сесть на 39-й трамвай и доехать до конечной, то можно любоваться высоткой МГУ - а это самое большое в мире здание университета, в нем 240 метров высоты, 32 этажа и 40 тысяч комнат.

Если прямо оттуда поехать на метро в центр, то, выйдя на Кропоткинской, окажешься перед самым большим в мире православным храмом - Христа-Спасителя.

Непросто живется и в поселке Оймякон в Якутии - ни в одном населенном пункте мира больше нет такой холодной погоды. Оймякон находится в долине между двумя высокими горами, и холодный зимний воздух не пропускает в долину тепло. Самая низкая температура, установленная там –69о.

Случался в России и газетный бум. Рекорд "Комсомольской правды", которая вышла в один прекрасный майский день 1990 года тиражом в почти 22 миллиона экземпляров, не побит до сих пор ни одной ежедневной газетой мира.

Если вы считаете, что поражение российских футболистов от португальцев 1-7 не лезло ни в какие ворота, то вы ничего не знаете о российских регбистах, чей матч против Австралии на Кубке мира 2000 года стал самым разгромным поражением в истории регби. Россияне проиграли со счетом 4-110.
Самую ценную рыбу тоже выловили в России - 80 лет назад в реке Тихая Сосна. Это был осетр весом 1 227 килограммов. Находившиеся в его утробе 245 килограммов первоклассной икры стоили бы сегодня 289 тысяч долларов.

Историческая сенсация: самым высоким в мировой истории человеком был не американец Роберт Уодлоу (его рост составлял всего... 272 сантиметра), а российский гражданин Федор Махов! Его рост был 2 метра 85 сантиметров (при весе 182 килограмма). Махов умер в 1905 году в возрасте 25 лет. Кстати, сегодня великана называют в газетах то Махнов, то Махно. Корреспондент журнала "Нива", сфотографировавший Гулливера в 1903 году, утверждает, что фамилия у него именно Махов.

В 1877 году в семье мещан Лыско, живших в заштатном городке Краснокутске (около Новочеркасска), родилась девочка Лиза. До трех лет она развивалась нормально, а потом стала расти "не по дням, а по часам". К десяти годам она была уже выше своих родителей (людей среднего роста) - 2 аршина 11 вершков, то есть 1 метр 92 сантиметра, а к 17 годам - 2 метра 27 сантиметров и весила 8 пудов (132 килограмма). Это было удивительное развитие - ведь аппетит у Елизаветы был умеренным, как и у ее "нормальных" братьев и сестер.

Самый маленький мужчина - Мирон Павлик (Павлик - его фамилия. Родом Мирон с Западной Украины). В 1989 году в возрасте 18 лет его рост составлял всего 95 сантиметров. На сегодняшний день он самый маленький обычный мужчина нашей страны (лилипут).
Самая маленькая женщина - Галимова Зила Саитовна из Уфы имеет рост всего 1 метр 4 сантиметра. Ей 36 лет. Всю одежду на себя Зила шьет сама. Обувь же заказывает.

Таких рекордов в России немало; о многих из них россияне узнают еще со школьной скамьи, например, о самом глубоком озере Байкал или самом большом в мире лесе - тайге.

Но есть и такие рекорды, о которых предпочитают не говорить.

Всего в 400 километрах к востоку от Москвы, в Нижегородской области, стоит город Дзержинск, считающийся самым загрязненным городом мира. Здесь содержание фенола в почвенных водах превышает предельно допустимую концентрацию в 17 миллионов раз. Как сообщает Книга Гиннеса, там живут почти 300 тысяч человек, а средняя продолжительность этой жизни - 42 года. Впрочем, главный редактор местной газеты "Дзержинец" Вячеслав Богачев говорит, что это старые данные и, поскольку из-за развала экономики вредные предприятия стоят, продолжительность жизни увеличилась - до целых 48 лет.

Вот такая наша Родина - огромная, многогранная и противоречивая.

Я родился и живу в России.

Россия – самая большая страна на планете по площади занимаемой территории. Второе место по площади у Канады, но Канада почти в 2 раза меньше России.

По численности населения Россия занимает 9-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Нигерии и Бангладеш. В России живут люди многих национальностей: русские, белорусы, татары, украинцы, армяне и другие.

Моя Родина Россия История

Россия имеет длинную и интересную историю.

Первые поселения на территории России появились более 1 млн лет назад в ледниковый период. Тогда люди строили себе жилища из костей мамонта и обтягивали их шкурами. Жили люди на территории России и в Каменном и в Бронзовом и в Железном веке.

С 862 года нашей эры в летописях упоминается слово Русь и Древнерусское государство. Сначала столицей Руси был Новгород и Русь назвалась Новгородской, затем — Киев и Русь называлась Киевской. В те времена Русью управляли князья.

В 1547году к власти пришёл князь Иван Васильевич (Грозный), он перенес столицу Руси в Москву. И Русь стали называть Русское царство.

В 1721 году царь Петр I провозгласил наше государство Российской Империей, а столицей России стал Санкт-Петербург - новый город, построенный им на Неве.

В 1917 году в России произошла революция и наша страна стала Российской Республикой, а столицей её был всё тот же город, но назывался он теперь Петроград. С 1917 года Российская республика вошла в состав СССР - Союза Советских Социалистических Республик, а столицей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики снова стала Москва, она остаётся нашей столицей и сегодня.

В 1991 году СССР распался и наша родина стала назваться просто Россия.

Наша страна пережила много страшных, жестоких войн. Русский народ перенес голод, холод, но тем не менее сохранил силу духа и гордость за свое Отечество.

Многие отважные люди отдали жизнь, что бы защитить свою Родину, чтобы Россия была большой, могучей и сильной державой.

Моя Родина Россия Мои соотечественники

Имена наших соотечественников знает весь мир!

Александр Васильевич Суворов - великий Российский полководец, одержавший много побед.

Петр I Великий - русский царь, точнее Российский император, создавший русский флот, и прорубивший «Окно в Европу».

Александр Сергеевич Пушкин, Антон Павлович Чехов, Михаил Юрьевич Лермонтов и другие поэты и писатели написали множество великих произведений.

Юрий Алексеевич Гагарин - первый человек на планете, покоривший космические просторы.

Я люблю свою Родину и горжусь своими соотечественниками. Я изучаю историю и географию России. Надеюсь, что когда я вырасту, и я смогу принести пользу своей Родине.

Зайцева Юлия Владимировна
Конспект занятия «Моя страна - мой город - моя Родина»

Программное содержание :

Расширить представления детей о своей стране , о Родине , родном крае;

Закрепить знание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине ;

Систематизировать знания о символах государства, их значении;

Развивать познавательный интерес к изучению своей страны , родного края;

Обогащать словарный запас, упражнять в словообразовании,

Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и падеже;

Развивать связную речь;

Развивать эстетическое отношение к цветам флага, как к символам государства, с помощью традиционных средств рисования;

Воспитывать любовь к своей стране , чувство гордости и патриотизма.

Оборудование :

Картинки о символике государства, разрезные картинки с изображением герба и флага России и Кинешмы, альбомные листы, кисти, акварель, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Дети входят в группу под песню «С чего начинается Родина… »

Воспитатель : Ребята сейчас прозвучал отрывок из песни «С чего начинается Родина… » . Скажите, пожалуйста, что для вас значит «Родина » ?

Дети : Родина – это то место , где ты родился . Родина – это место где ты вырос, где твои родные и друзья, родная улица, родной дом, родной детский сад.

Воспитатель : Мы живем в огромной стране , которая называется…

Дети : Россия. Российская Федерация.

Слайд 2. Карта России

Воспитатель : Это – карта России. Наша страна такая большая , что, если мы захотим проехать из края в край, даже на самом быстром поезде, эта дорога займет целую неделю.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о нашей стране , а вы меня внимательно послушаете.

Слайд 3, 4, 5.

Как велика моя страна , как широки просторы,

Озера, реки и моря, леса и степь и горы.

Раскинулась моя страна от севера до юга ,

Живем мы в радостном краю, и знать его должны мы.

Страну Российскую свою и светлый край любимый!

Воспитатель : Родной край наш как называется?

Дети : Кинешма. Ивановская область.

Воспитатель : Верно, наш родной город Кинешма . А что еще можно назвать родным?

Д/и «Подбери словечко» .

Дети передают друг другу флажок и придумывают фразу.

(Родной дом, край, город , брат, папа, крестный, Кинешма, детский сад,

родная улица, мама, Земля, планета, Россия, страна , сестра , дочка, тетя и. т. д.)

Воспитатель : Кроме нашей страны , есть еще много разных стран . В них живут разные люди. Взгляните на экран.

Слайд 6. Глобус с разными народами.

Воспитатель : Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру :

Д/и «Кто в какой стране живет

В кругу с мячом :

В Англии – англичане,

В Америке – американцы,

В Украине – украинцы,

В Китае – китайцы,

В Германии – немцы,

В Армении – армяне,

В Белоруссии – белорусы,

В Турции – турки,

В России – россияне, и. т. д.

Воспитатель : Россия – огромная страна , и в ней проживает много людей различных национальностей. Какие вы знаете народы, проживающие в нашей Кинешме?

Дети : Русские, дагестанцы, армяне, узбеки, цыгане.

Воспитатель : Хорошо. А теперь предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о нашей Родине .

Дети :

Жить – Родине служить .

Кто за Родину – горой , тот истинный герой.

На чужой сторонушке, рад родной воронушке.

Родина – мать , умей за нее постоять.

Для Родины своей – ни сил , ни жизни не жалей.

Чужой Земли не хотим, но своей не отдадим.

Воспитатель : Хорошо вы отзываетесь о своей стране . Скажите, а чем все страны отличаются друг от друга?

Дети : Размерами, названиями, деньгами, языками, праздниками, обычаями, гербом, гимном, флагом.

Воспитатель : Одним словом, герб, гимн, флаг, это…

Дети : Символы государства

Воспитатель : Что такое гимн?

Дети : Гимн – это главная песня страны . Звучит он на торжественных мероприятиях, государственных праздниках, во время спортивных соревнований нашей страны . Гимн слушают стоя молча, таким образом, выражая уважение к своей стране .

Воспитатель : О чем поется в гимне?

Дети : О том, что Россия – великая страна , могучая, мудрая, священная.

Воспитатель : Я вам предлагаю разделиться на 4 команды и выполнить задание, сложить картинку из частей.

(Дети складывают разрезные картинки с изображением герба России и Кинешмы, а также флага России и Кинешмы)

Воспитатель : Посмотрим, что у вас получилось.

(Команды поочередно рассказывают о том, какую они собрали картинку) .

Слайд 7. Герб России.

Воспитатель : Где мы можем увидеть герб?

Дети : на документах, на монетах, на печатях, на флаге.

Воспитатель : Что изображено на гербе?

Дети : На гербе России изображен двуглавый орел золотого цвета.

Воспитатель : Почему изобразили именно орла, а не другую птицу?

Дети : Потому что орел – птица сильная, мудрая, как и наша страна .

Воспитатель : Почему у орла две головы? Орел смотрит во все стороны, а значит, не пропустит ни одного врага.

Воспитатель : Кто изображен на груди орла? На груди орла изображен Георгий – Победоносец, который убивает змея. Это значит, что добро всегда побеждает зло.

Воспитатель : Мы с вами знаем стихотворение о гербе.

Выходит, ребенок :

У России величавой, на гербе – орел двуглавый,

Чтоб на Запад, на Восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России – дух свободный.

Слайд 8. Герб Кинешмы.

Воспитатель : Посмотрите на экран, ребята, как вы думаете, что это?

Дети : Герб Кинешмы.

Воспитатель : Что изображено на нем?

Дети : На гербе Кинешмы изображен корабль и рулоны ткани. Корабль, как символ того, что Кинешма город – порт , а рулоны ткани, как символ текстильной промышленности нашего края.

Слайд 9. Флаг России

Воспитатель : Перед нами …

Дети : Флаг России.

Воспитатель : Что означают цвета флага?

Дети : Красный означает мужество, силу. Синий – честность, патриотизм. Белый – мир, свободу, чистоту.

Воспитатель : Мы знаем стихотворение о флаге.

Дети :

Флаг России – триколор,

Снизу – красный, самый яркий

Цвет побед в сраженьях жарких.

В середине флага – сини

Это море и небо России.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он войнам – НЕТ!

Слайд 10. Флаг Кинешмы.

Воспитатель : У нашего города , ребята, тоже есть флаг, посмотрите – как вы думаете, что на нем изображено.

Дети : Рулоны ткани, такие же, как на гербе нашего города , в знак того, что Кинешма является текстильным промышленным краем.

Слайд 11. Кинешма родная.

Воспитатель : Ребята, наша Кинешма славится красивейшими местами и достопримечательностями, а вы знаете какие-нибудь из них?

Дети : называют достопримечательности…

Воспитатель : Ребята, мы с вами сегодня говорили о том, что мы вкладываем в понятие «Родина » , я предлагаю отразить эту тему в своих работах. А когда вы закончите, вы нам расскажите о том, что вы делали?

Дети рисуют самые знаменитые достопримечательности родного города .

Воспитатель : Мы сегодня с вами хорошо поработали. Все молодцы и спасибо вам за то, что как хорошо знаете свой родной город .

Публикации по теме:

Ежедневное планирование в средней группе «Мой город, моя страна» Тема проекта: «Мой город, моя страна». С 13 ноября по 17 ноября 2017 г Цель проекта: знакомить детей с родным городом (поселком) Задачи.

Миасс ты мой, Миасс, Город пышный, город светлый, Дух неволен, стройный вид. Его люблю я очень За красоту природы. За горы, за леса, за.

Конспект НОД «Родина моя - город мой» в средней группе Цель: Формировать первичные представления о городе, его достопримечательностях. Задачи:Углублять и уточнять представления детей о своем.

Тема: Моя Родина, мой родной город. Цель: формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь к своей Родине, к своему родному.

Мы, русские, неагрессивный народ. Пока дело не касается нашей Родины. Здесь мы становимся беспощадными. Так было во все времена, во всех войнах, которые вела Россия. Предлагаем вам нашу версию семи русских героев главных войн и баталий русской истории.

Александр Пересвет

Герой Куликовской битвы. Монах Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет был призван в русскую дружину самим Дмитрием Донским. Князь знал, что «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел». Получив благословение своего игумена Сергия Радонежского, инок отправился бить монголов со своим братом, тоже монахом, Андреем Ослябей, на Куликово поле.

Перед битвой Пересвет всю ночь молился в келье отшельника. Господь распорядился так, что иноку пришлось открывать битву в личном поединке с татарским витязем Челубеем. Последний славился своей непобедимостью, как воин-поединщик. Уже на Куликовом поле, перед началом побоища, Челубей высокомерно вызывал на поединок лучших русских богатырей, но «никто не смел против него выйти, и каждый говорил соседу, чтобы тот вышел, и никто не шел».

Тогда вызвался русский монах: «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться». Пересвет не был облечен в боевые доспехи - вместо шлема и брони на нем была лишь схима с изображением креста.

По христианскому обычаю инок простился с однополчанами своими и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него. Пересвет сел на своего коня и, вооружившись копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились, а оба могучих воина упали со своих коней на землю мертвыми. Но смерь непобедимого татарского витязя придала дополнительных сил русским воинам, и Куликовское сражение было выиграно. А Пересвет был причислен к лику святых.

Надежда Дурова

Защиту Отечества принято связывать только с мужским родом. Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. Молодой девушкой в 1806 году Надежда сбежала из своего дворянского гнезда на войну с Наполеоном. Переодевшись в казачью форму и представившись Александром Дуровым, ей удалось поступить в уланский полк. Девушка участвовала в сражениях при Фридлане и в бою у Гейльзберга, а в бою с французами у города Гутштадт Дурова проявила фантастическую храбрость, и спала от смерти офицера Панина. За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

Правда, вместе с тем главная тайна Надежды была раскрыта, и вскоре про солдатку узнал сам император Александр I.

Надежда Андреевна была доставлена в столицу Российской Империи. С мужественной женщиной Александр I пожелал встретиться лично. Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. Император вручил Дуровой георгиевский крест, и все удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. Александр I намеревался было отправить Надежду в родительский дом, но она отрезала – «Хочу быть воином!». Император был поражен, и оставил Надежду Дурову в русской армии, разрешив представляться фамилией – Александрова, в честь императора.

Войну 1812 года Надежда Дурова начала в чине подпоручика Уланского полка. Дурова поучаствовала во многих сражениях той войны. Была Надежда под Смоленском, Миром, Дашковкой, была и на Бородинском поле. Во время Бородинской битва Дурова была на передовой, получила ранения, но осталась в строю.

Александр Казарский

Герой русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Командир 18-пушечного брига «Меркурий». 14 мая 1829 года находившийся в дозоре у Босфора бриг под командованием Александра Казарского был настигнут двумя турецкими линейными кораблями: 100-пушечным «Селемие» под флагом командующего турецким флотом и 74-пушечным «Реал-Бей. Противопоставить им «Меркурий» мог лишь восемнадцать малокалиберных пушек. Превосходство неприятеля было более чем тридцатикратное! Видя, что уйти от турецких кораблей тихоходному бригу не удастся, командир «Меркурия» собрал офицеров на военный совет. Все единодушно высказались за бой. Криками «Ура!» встретили это решение и матросы. Перед крюйт-камерой Казарский положил заряженный пистолет. Последний оставшийся в живых член команды должен был взорвать судно во избежание захвата его неприятелем.

Русский бриг в течение 3 часов сражался с настигшими его двумя огромными кораблями турецкого флота. Когда на горизонте появились русские корабли, Казарский разрядил лежавший у крюйт-камеры пистолет в воздух. Вскоре израненный, но не побежденный бриг входил в Севастопольскую бухту.

Победа «Меркурия» была настолько фантастичной, что некоторые знатоки военно-морского искусства отказывались в это верить. Английский историк Ф. Джейн, узнав о происшедшем сражении, заявил во всеуслышание: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля».

Петр Кошка

Герой Севастопольской обороны 1854-1855 годов. Бои за город не прекращались ни днем, ни ночью. По ночам сотни добровольцев устраивали вылазки в траншеи противника, приводя «языков», добывая ценную информацию, отбивая у врага оружие и продовольствие. Матрос Кошка стал самым известным «ночным охотником» Севастополя. Он участвовал в 18 ночных атаках и практически каждую ночь совершат одиночные вылазки в стан врага. Во время одного из ночных походов он привел трех пленных французских офицеров, которых, вооруженный одним ножом (другого оружия Кошка с собой на ночную охоту не брал), увел прямо от походного костра. Сколько «языков» привел Кошка за всю компанию, никто не удосужился посчитать. Украинская хозяйственность не позволяла Петру Марковичу возвращаться назад с пустыми руками. Он приносил с собой нарезные английские штуцеры, которые стреляли дальше и точнее гладкоствольных русских ружей, инструмент, провиант, а однажды приволок на батарею вареную, еще горячую говяжью ногу. Ногу эту Кошка вытащил прямо из вражеского котла. Случилось это так:

французы варили суп и не заметили, как Кошка вплотную подобрался к ним. Врагов было слишком много, чтоб нападать на них с тесаком, но баламут не удержался, чтоб не понасмехаться над противником. Он вскочил и заорал «Ура!!! В атаку!!!».

Французы разбежались, а Петр забрал из котла мясо, перевернул сам котел на огонь и скрылся в клубах пара. Хорошо известен случай, как Кошка спас от поругания тело своего товарища, сапера Степана Трофимова. Французы, глумясь, выставили его полуобнаженный труп на бруствер окопа и охраняли днем и ночью. Отбить тело товарища не представлялось возможным, но только не для Петра Кошки. Незаметно подкравшись к убитому, он взвалил тело себе на спину и на глазах изумленных англичан побежал обратно. Враг открыл по дерзкому матросу ураганный огонь, но Кошка благополучно добрался до своих траншей. Несколько неприятельских пуль попало в тело, которое он нес. За этот подвиг контр-адмирал Панфилов представил матроса второй статьи к повышению в звании и к ордену святого Георгия.

Аввакум Николаевич Волков

В русско-японскую войну Аввакум Николаевич Волков стал полным георгиевским кавалером. Первый Георгиевский крест 4-й степени он получил за храбрость в начале войны. Спустя всего несколько недель, когда понадобилось узнать расположение японских войск, трубач-горнист Волков вызвался добровольцем пойти в разведку. Переодевшись в китайскую одежду, молодой солдат разведал расположение двух крупных отрядов противника. Но в скоро наткнулся на японский разъезд из 20 драгун во главе с офицером. Японцы догадались, кто этот необычный молоденький китаец. Выхватив из-за пазухи револьвер, разведчик выстрелами в упор убил трех драгун. И пока остальные пытались взять его живым, Волков вскочил на лошадь одного из убитых. Продолжительная погоня, попытки обхода и стрельба не принесли успеха. Волков оторвался от преследователей и благополучно возвратился в свой полк. За этот подвиг Аввакум Волков был награжден Георгиевским крестом 3-й степени.

В одном из боев раненый Аввакум попадает к японцам в плен. После недолгого разбирательства его приговорили к расстрелу. Однако той же ночью солдату удалось бежать.

После десяти дней изнурительных скитаний в глухой тайге, Волков вернулся в полк, и получил Георгиевский крест 2-й степени. Но война продолжалась. И перед под Мукденом сражением Волков вновь вызвался добровольцем в разведку. На этот раз опытный разведчик, выполнив задание, снял охрану у неприятельского порохового погреба и взорвал его. За новый подвиг он получил Георгиевский крест 1-й степени и стал полным Георгиевским кавалером.

Козьма Крючков

В годы Первой мировой войны имя Козьмы Крючкова было известно всей России. Бравый донской казак красовался на плакатах и листовках, папиросных пачках и почтовых открытках. Крючков был первым награжденным георгиевским крестом, получив крест 4-й степени за уничтожение в бою одиннадцати немцев. Полк, в котором служил Козьма Крючков, был расквартирован в Польше, в городке Кальвария. Получив приказ от начальства, Крючков и трое его товарищей отправились в сторожевой дозор, и внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Несмотря на неравенство сил, донцы и не думали сдаваться. Козьма Крючков сорвал с плеча винтовку, но второпях слишком резко передернул затвор, и патрон заклинило. В тот же миг сблизившийся с ним германец рубанул казака саблей по пальцам, и винтовка полетела наземь.

Казак выхватил шашку и вступил в бой с окружившими его 11 врагами. Через минуту боя Козьма был уже весь в крови, при этом его собственные удары по большей части оказывались смертельными для врагов.

Когда рука казака «рубить устала», Крючков схватил пику одного из улан и немецкой сталью проткнул поодиночке последних из нападавших. К тому времени его товарищи справились с остальными германцами. На земле лежали 22 трупа, еще двое немцев были ранены и попали в плен, а трое бежали. На теле Козьмы Крючкова позже насчитали 16 ран.

Яков Павлов

Герой Сталинградской битвы. Вечером 27 сентября 1942 года Яков Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании в центре города, которое имело важное тактическое положение. Этот дом вошёл в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова».

С тремя бойцами ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его.

Вскоре группа получила подкрепление, боепитание и телефонную линию. Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Павлов избегал больших потерь и в течение 58 дней и ночей оборонял дом, не позволяя врагу пробиться к Волге.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: