Какие вопросы будут по биологии. Интересные вопросы.docx - Интересные вопросы по биологии

БИОЛОГИЯ.

1 Биология-как наука

Общая биология изучает законы характерные для всех орг-ов и для всех уровней организации жизни. Несмотря на огромное разнообразие живых организмов;, для них характерен ряд общих закономерностей и св-в. Важное место в рассматриваемых проблемах занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение, а также взаимосвязь различных групп живых орг-ов между собой и взаимодействие их с окруж. средой. Такие общие закономерности и св-ва орг-ов,как способность кразмножению, обмен веществ и энергии, единство организма и среды, составляют предмет изучения общей биологии как науки о жизни и законы, ею управляющих. Биология решает важнейшие научные и практические задачи. Она служит теоретической основой многих с-х наук, медицины, ветеринарии. Определение Энгельса о жизни - способ существования белковых тел, моментом которых является-постоянный обмен окружающей природы. Виталмзм-жизненеая сила.

№2»уровни организации жизни, свойства живого

1 Молекулярно-генетический. Его элементарной ед. явл. ген. Элементарным явлением -процесс удвоения ген(редупликация ДНК)

2.Клеточный.Элем.ед-клетка--ед всего живого;вее обменные процессы, представляющие собой элемен.явления клеточного уровня организации живого. З.Организменный(онтогенетический).Элементарная ед.- организм. Все

процессы индивидуального развития организма, сост существенные элнмен. явления данного уровне.

4. Популяционно-видовой.Эл.ед-популяция. Изменения генофонда популяции-это элем явления данного уровня.

5.Биогеоцинотический.Эл.ед-биогеоциноз-сообщество популяций, разных видов,связанных между собой потоками веществ и энергии.Потоки энергии и круговорот вещ-в-эл явления этого уровня.

Свойства живого: 1)обмен вещ-в-особая.форма взаимоотношений организма с окр средой.В основе этого процесса лежит взаимосвязь и равновесные процессы синтеза и распада органических вещ-в. 2) саморегуляция связана с наличием

Ферментов. 3)самообновление-воссоздание и обновление биологических структур на разных уровнях развития. 4)раздражимость(способность воспринимать, действующие на них факторы)Возбудимость(способность вырабатывать ответные реакции на действ этих факторов). 5)размножеиие.6)включенность всех организмов в эволюционные процессы. 7)строгая упорядоченность хим.компонентов, строгая структурная организация.

3 . Клетка явл, основной единицей биолог активности. Она играет роль элементарной структурно-функц. и генетич. Ед. и составляет основу жязнед-тиразвития всех жив. организмов. Поток инф-ции. В потоке инф.уч-ют ядро(ДНК….

хромосом) , макромолекулы, переносящие инф.в цитоплазму,цитонлазматический аппарат транскрипции(рибосомы и полисомы, т-РНК, ферменты активации а/т.На завершающ этане этого потока полипептиды, синтезируемые на полисомах приобретают третичную и четвертичную стр-ру и ислольз. в качестве катал-рв или структ.блоков.В потоке пр-дит перенос информ. с ДНК на белок. Кодирование заключ.в записи опред.сведений при помощи спец.символов с целью придать инфюкомпактность.В процессе кодирования путем сочетаний символов составляют кодовые группы,служащие для обознач.существенного элемента инф. Символами кода ДНК служат дезоксирибонуклеотиды,различ-ся по азот.основанию.Кодовой группой служит кодон-участок мол.ДНК, состоящий из 3 нуклеотидов.Это делает код триплетным.Символом кода белка служат а/к.Они соответс. и кодовым группам.Инф.также записывается в линейном порядке. Колллинеарность кодов ДНК и белка-кодоны следуют в том же порядке,что и ост.а/к,кодируемых ими. Код ДНК универсален. Он тождественен у всех орг-ов. Перекодир-ие инф.происходит в пр-се биосинтеза белка 1 этап транскрипция. Исх.инф. ДНК считывается путем синтеза РНК.В эукар.клетке это осущ.в ядре., а также независимо в митох.и хлоронл.Обр-ся неск.разновидиостей РНК,и-РНК приобретает инф.о последовательна к в полипепт., а р-РНК и т-РНК обеспеч.перенос инф. с и-РНК на полипептиды.Избыточная РНК разр-ся в чоде преобраз-ия (прочессинга) РНК перед транспортом ее из ядра в цитопл.Считывание инф. иРНК с переносом ее на белок(трансляция) происх.в цитопл.Центр.роль принадлежит здесь различным т-РНК.Каждый образец способен присоединять опред.ак в акгивир.сост.Обр-ся комплекс аминоацил-т РНК.Благодаря наличию антикодона(последоват-ть из 3 нуклеотидов,комплиментарных нуклеотидам кодона данной ак) тРНК узнает место этой ак в полипептиде, Сборка молекул поялипептида происх.на рибосоме.Поток Е у разных групп орг.представлен внутрикл,мех-ми энергообеспечения-брожением,фото-или хемосинтезом,дыханием.Дыхательный обмен.Он включ.р-ции расщепл.глюкозы,жирн к-т,ак,и испол-ия выделяемой Е для синтеза АТФ.Энергия АТФ преор-ся в тот или оной вид работы: химич(синтезы), осмотич.электрич, механич,регуляторную.Особое место в дых. обмене принадлежит митохондр.,маириксу цитоп.(в кот.протекает анаэробное гликолиз).Поток в-ва.Р-ции дых.обмена снабжают клетку строит.блоками для синтеза разнообр мол-л.Ими служат многие продукты расщепления пищ.в-в.Особая роль принадлежит ЦТК.Он осущ-ся в митохондр.

4. Сформулировано нем.зоологом Т.Л.Шванном(1839).Он широко использ.работы ботаника М.Шлейдена,кот.считается соавтором теории.Шванн обобщил многочисленные данные в виде теории согласно кот.клетки явл.структурной и функционал.основой живых сущ-в.В конце прошлого столетия клет.теория получила дальнейш.развитае в трудах патолога Р.Вирхова.Он сделал вывод о том,что клетки обр-ся лишь путем деления предшеств я клеток.Клет.теория в совр.виде включ.З положения:Первое положе. соотност клетку с живой природой планеты.в целом.Оно утвержд. что жизнь,обеслеч,в конечном итоге только клеткой.Клетки явл.биолог.единицей извлечения из внеш.среды, превращения и ислоль-я орга-ми Е в-в. В кл сохран-ся и использ.биолог.инф. Второе положение. Новые клетки обр.только путем деления предшеств.кл.Все клетки одинаковым образом: 1)хранят биол.инф;2)редуплицируют наследст.материал с целью его передачи в ряду поколений. 3) использ.инф.для осущ-я своих функций на основе синтеза опред, белков-ферм. 4)хранят и перен.Е. 5)превращают Е в работу. 6)регул,обмен в-в.Третъе полож. соотност кл.с многоклет-ми формами,кот характерен принцип целостности и системной организации.

5 .Кл.пркариот типа имеют малые размеры неболее 0.5-3 мкмв диаметре.У них нет морфологически обособленного ядра.В Кл.отсут развитая сис-ма мембран. Генетич.аппарат образован единств.кольцевой хромосомой,кот. лишена белков-гистонов.Уних отсутст клет центр.Они не делятся митозом. К ним относятся бактерии и сине.-зел.водоросли.Эукариотич.тип представлен 2 подтипами.Простейшиые в структурном отношении они представляют собой клетку, а в физиологич.полноценную особь.Вэтих клетках иногда имеются миниатюр.образования,вьполняющие функции органов,аппаратов и систем органов многоклеточного орг-ма(цитосом, порошица, сокр.вакуоль). Высокая упорядоченность внутр.содержимого эукар.келетки достиг-ся путем компартментализма ее объема-подразделение на ячейки.Биолог.мембрана выполняет функции:барьерную, регуляции и обеснеч.избир.проницаемости в-в и т.д.Клетки многоклет.орг-ов имеют оболочку. Плазмолемма образована мембраной,покрытой снаружи слоем гликокаликса.Осн.компанентами гликокаликса служат комплексы полис-ов с белками и жирами.Она вьшолн.ограничивающую и барьерную функ-ю.Благодаря избир.прониц.она регул.состав внутр.среды клетки.В Кл.выделяют ядро и цитопл. В ядре есть оболочка и ядерн. сок,ядрышко и хроматин. Функц.оболочки.обособлен наследств.материала от цитопл. Оболочка сост из 2 мембран.разделенных перинуклеарным пространством,кот.может сообщаться с канальцами цитоплазматич.сети.Она пронизана порами.В обл.пор начинается белковый слой.Он выполняет скелетную функ.Основу сока составл.белки,включая фибриллярные. Он выпол.опорную функ. Ядрышко.В нем происх.синтез и созревание рРНК и соединение их с белками. Хроматин явл. интерфазной формой сущ-я хромосом в кл. Цитоплазма представл.основным в-вом(матрикс) в котором распределены включ.и органеллы.В нем множество растворенных в воде орг.и неорг.в-в; включ.ферменты и др.белки. В нем пр-дит

гликолиз.Включения .относит.непостоян.компоненты цитопл,которые служа запасн.пит.в-ми,балластаыми в-ми(некот.пигменть1).Органеллы .постош.строры цитопл.Выделяют органеллы общего значения и спец.(микроворсинки, реснички эпителия). Канальцевая и вакуолярная сист,обр.сообщащ-ся или изолир.трубч.цистернами,огранич-ми мембраной и распространяющ-ся по всей цитопл.клетки.Выделяют шероховатую и гладкую ЭПС.Шероховатая. К мембранам прикреп.полисомы.Фун-ция ее это синтез опред.белков.Мембраны гладкой ЭПС лишены липосом.В ней проис.некот.стадии обмена углеводов,жиров. Рибосома сост из малой и больш.субъединиц.объединение кот происх в присут иРНК.Митохондрии. оболочка. сост из 2 мембран.Внутр.мембр.обр-ет впячивания листовидной(кристы) или трубчатой(трубулы)формы.В матриксе нах-сясобственный аппарат биосинтеза белка.Лизосомы. пузырьки содержат набор ферментов кислых гидролаз,катализир-х гидролитич.расщепление нукл.к-т, белков, жиров,угл. Функция:внутрикл.переваривание разл.хим соедини стр-р.

Микротельца. огранич. 1 мембр.пузырьки.К ним относят пероксисомы они содержат

фер-ты оксидазы,катализир-щие обр-ие Н202,кот затем разруш-ся под действ пероксидазы. Микротрубочки выполн опорную функц.

7 Характеристика ДНК, Геном клетки. Уникальные гены

Биолог роль ДНК: 1)в ДНК хранится наслед инф о признаках и св-вах организма Наследственная ед-ген.Ген-последовательность нуклеотидов ДНК,которая несет наслед инф о первичной структуре белка.2)ДНК-передает наследственную инф в ряду поколений,это основано на способности к самоудвоению 3)ДНК-явл.матрицей для синтеза молекул РНК. Геном клетки- вся ДНК клетки.

Уэукариот выделяют 3 класса последовательности нуклеотидов ДНК: 1 Многократно- повторяющиеся. Они сост 15% генома,содержат несколько 10 или 100 нуклеотидов.Повторяются в геноме от10000 раз до 100000тыс раз и млн раз.Эту ДНК наз.молчащей или спутничной.Они находятся на концах хромосом и вокруг центромера.Предполагают, что эта ДНК выполняет роль,обеспечивают точность коньюгации и кроссинговера во время мейоза.2 )умерен но-повторяющееся. они сост от 10 до 50 %генома в зависимости от вида орг-ма.В клетках чел-ка 10%.эти последовательности содержат гены-отвечающие за тРНК, рРНК и белки-гистонов.В них выделяют кодированный участок-гены некодиров.-спейсер.3)уникальные гены, кот составляют 75% генома, имеют от 1 до 10 копий.Отвечают за все белки орг-ма,кроме белков-гистонов.Они содержат кодированную часть-экзоны и некодарован-интроны .

9Клеточный цикл,митотигческий цикл,фазы.

Жизненный цикл-период с момента появления клетки из материнской, до собствен.деления или гибели.В нем выделяют: 1)период специализации-клетка выполн.специф ф-ю.2)период покоя-кл решает по какому пути идти деления или специализации.Также выделяют митотический цикл и проинферативный. Митотический-включет совокупность процессов,кот. происходят в Кл при подготовки к делению и в процессе самого деления.Включает в себя-интерфазу и митоз.Интерфаза-период подготовки клетки к деленшо(3 периода) 1)Q1 постмитотический или пресинтетический 30-40% времени митотического цикла2)S(синтетический 30% времени).3)Q2 постсинтетический 20-30%, Период Q1.В Кл синтезируются все виды РНК.белки,Кл достигает необходимые органеллы,увеличивается в оъеме,накапливаются предшественники нуклеотидов, в кот будет синтезироваться ДНК.В этой фазе выделяют особый период-точкой рестрикции. Пройдя эту точку Кл вступает на путь деления.

Период S . Удвоение или репликация ДНК-сложный ферментативный процеес.требует расхода энергии.Фер-ты: 1)топонзомераза снимает сверхспиральную ДНК 2)геликаза- разрывает водородные связи между 2 цепями ДНК в опред участках(уч-ки-репликоны) 3)ДНК-полимераза-синтсзирует новые цепи ДНК;4)Фрагменты соед.С помощью ферментов-лигаз.По окончанию синтеза обр 2 молекулы ДНК,в каждой мол-ле 1 цепь-старая(материнская) и новая-способствует репликации-наз.полуконсервативными.В этот период синтезируются все виды РНК,белки.Каждая хр-ма будет состоять из 2 сестринских хроматим.Генет.форма2н2с-2н4с. Период Q2.Продолжается синтез всех видов РНК,белков,накапливаются белок-тубулин и АТФ для построения нитей веретена деления. Митоз(непрямое деление) или кариокинез. 5стадий: 1)профаза 2)прометафаза З)метафаза 4)анафаза 5)телофаза.Профаза.Клетаа округляется,повышается вязкость цито-мы,освобожд.мол-лы белка-тубулина из кот будет строиться веретено деления,центриоли расходятся к разным полюсам,между ними веретено деления нити веретена деления-это микротрубочки.состоящие из белка-тубулина. Начинается спирализация хромосом,разруш и исчез ядрышки. Прометафаза .разрушается ядерная об-ка,т.е распадается на фрагменты,кот в виде пузырьков расх-ся к разным полюсам клетки. Хромосомы свободно лежат в цитоплазме.В обл-ти центромеры,с обеих сторон каждой хромосомы обр.слоистые структуры-кинетохоры.Они состоят из белков,от них отходят нити веретена деления в сторону полюсов клетки-кинетохорные нити.Метафаза .Хр-мы максимально спирализованы,располагаются по экватору клетки.образуют метафизарную пластинку. Каждая хромосома состоит из 2 сестринских хроматид.соед.центромерой.Веретено деления сформировано окончательно. Анафаза .Начинается с момента разделения центромер,сестринские хроматины,дочерние хромосомы расходятся к разным полюсам.Для дв-ия хромосом необходимы нити веретена деления и энергия АТФ. Телофаза. Начинается с момента остановки дочерних хромосом у полюсов клетки, происходит деспирализация хр-м,формируется ядрышки,вокруг каждой группы хро-м у полюсов,формируется ядерная об-ка.Проис-т деление цитоплазмы. Уровни пролиферации клеток: 1) внутриклеточный-Са, циклические нуклеотиды-ц АМФ, цГМФ, специф.белки, кот активируют процесс пролиферации.2)внутритканевой- кейлоны-ингибиторы. по хим структуре- пептиды 3) межтканевой - факторы лимфацитов,кот наз.лимфокины-пептиды, могут как активировать,так и ингибировать препараты пролиферации.4)организмы-гормоны.нейромедиаторы.

10 . Размножение.

1)половое-обеспечивает генетич.разнообразие2)бесполое-почкование: а)вегетативное; б)споровое; в)шизогония;г)деление надвое. Между бесполым и половым имеются переходные формы-коныогация,копуляция.На ранних этапах эволюции,слившиеся клетки не отличались друг от другаизогамия.позднее в ходе эволюции появились микрогаметы и макрогаметы-анизогамия.Позднее яйцеклетки и спермаиозоиды-оогамия.Половой деморфизм-разделение половых клеток на яйцеклетки и сперматозоиды,половых желез на

яичники и семенники. В основе лежат различия в наборах хромосом самок и самцов. Партеногенез. Это развитие орг-ма из неоплодотворенной яйцеклетки. Различают: 1)естественный-обязательный(облигатный), необязатетный(пчель); 2)искусственный(тутовьй шелкопряд)

Формы партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж.ядра)цитоплазма в клетке;2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

11 Половое размножение.Морфофункциональная характеристика половых клеток. П роцесс обр пол Кл.Сперматогенез и овогенез .

В основе полового размножения лежит половой процесс.суть кот сводиться к объединению в наследственном материале для развития потомка ген инф из 2 разных источников родителей.Представления о половом процессе дает проц. коньюгации. Он закл.во временном соединении 2 особей с целью обмена наслед.материалом, =>оъединения гамет,морфологически не отличимых.В таком случае говорят об изогамии.Впослед.появляются макро- и микрогаметы.Возникло явл.анизогамии,и в дальнейшем появл.подвижные сперматозоиды и крупные неподвижные яйцеклетки. Возник оогамия. Половой диморфизм-разделение половых клеток на яйцекл. и спермах.,половых желез-на яички и семенники,а особей на самок и самцов.В его основе лежат различия в хромосомных наборах самок и самцов,Партеногенез -развитие из неоплодотворенной яйцеклетки: 1)естественный а)обязательнь б)необязательный 2)искусств.Обязат.встречается у скальных ящериц,а необяз.у пчел. Андрогенез-развитие идет из муж ядра,но цитопл яйцеклетки. Геногенез -развитие из неопл.яйцеклетки. Яйцеклетка: имет овальную форму,размеры различны в зависимости от организма. Диаметр 100-150 мкм у чел-ка.Имеют ядро,цитоплазму,плазм мембрану,в цитоплазме соответ органеллы. В зависимости от организма яйцеклетки могут быть первичные, вторичные, третичные оболочки. Цитоплазма содержит пит в-ва в виде желтка. Он необходим для питания зародыша. В зависимости от кол-ва желтка и его распред по цитоплазме выдел.виды яйцеклеток: 1)изолецитальная (сод мало желтка.равномерно распред по цитоплазме-ланцетник,чел-к,млекопит), 2)телолецитальное (мното желтка,он содер. на одном из полюсов Кл-это вегет.полюс.а противопол-аномальгый) птицы,рыбы.амфибии. 3)центролецитальные (желток вокруг ядра и занимает почти всю цитоплазму)членистоногие. В яйцекл млекопит вокруг плазм мембр располагается особая блестящая об-ка, а вокруг распол слои мелких фолликуляр кл. Сперматозоиды : имеют ядро цитоплазму с органеллами и мембр. Длина 50-70мкм. Выд.4части: головка, шейка, средняя часть и хвост. В головке нах ядро,впереди-акросома-видоизм. Комплекс Гольджи, наподобие большой лизосомы, внутри к-ой нах гидролитический фермент. В шейке-

Центриоли:проксимальная и дистальная.Проксимальный центр принимает участие в формировании веретена деления. Дист-в обр осевой нити хвоста. В сред.части-митохондрии,к-ые обеспечивают двиг ф-цйю. Основу хвоста сост. осевая нить, вокруг к-ой нах небольшое кол-во цитоплазмы и мембран.

Процесс обр.половых кл-гаметогенез. В нем выдел.след стадии: 1)обособ первичных половых Кл.от др Кл тела 2)размножение 3)рост 4)созревание 5)формирование. Размножение: первичные пол Кл гаметогонии. они делятся диплоидные кл. Гаметогонии-ряд гаметогоний(пр размножения)-гаметоциты 1 порядка(пр роста)-гаметоциты 2 порядка(пр созревания)-прогаметы-гаметы(пр мейоз2)-гаметы(пр.формирования). Ключевым примером явл.мейоз.

12.мейоз:цитологическая и цитогенетич хар-ка.

Мейоз сводится к 2 послед делениям 1и м.2,причем только один из них сопровож удвоением ДНК.

М1 :Профаза:1)ст лептотены. 2)ст зиготены. 3)ст пахитены. 4)ст диплотены. 5)ст диакинеза. Метафаза 1 .анафаза1 .телофаза1.

М2 :Профаза2;метафаза2;анафаза2; телофаза2; профаза.

1)Ст лептотены. -хромосома выходит с интерфазного сост.начин. спирализация и имебт вид тонких нитей,концы к-ых фиксированы на внутр.поверх ядер. Мембраны в хром.есть более компактные участки хромомеры.2.)ст зиготемы: происходит попарное объединение гомологичных хромосом или коньюгация. Коньюгац гомолог хр.достигает молек уровня точности,т.е при объединении гом хр напротив опред гена 1 гом хр располаг соответ ген др гом хромосомы.опред роль игр. Особые белки-синаптонемальный комплекс. Он выгледит в виде веревочной лестници; 3)ст пахитены: Кл можно наблюдать в 2 раза уменьш.число хромосом,но это лишь кажущиеся явл.,так как гомологичные хромосомы так плотно коньюг,что выглядят в виде 1 элемента-бивалента. При этом каждая гомол хромосома сост. из 2 сестринских хроматид. Так там4 хроматиды, то это тетрады.Кл на этой ст наход долго, происх кроссинговер-разрыв и послед рекомбинация, к-ая сопровожд обменом участками между гомологич хромосомами. Этот процесс протеканет на уровне ДНК с участием соот ферментов. При кроссинговере проис разрыв однонитевых молекул ДНКпесестр. Хроматад и соед освоб в кольцо на перекрестке. Что приводит к обмену насл.материала между гомол хр-мами. Кросс.происх.в опред точках,к-ые соот рекомбинации узелками синаптонемич комплекса. Эти узелки образ на ст пахитены. В кроссинговер вовлек 2 несестр хроматиды. У человека может происходить в 2-3 точках на гомолго.пару.4)ст дитотены: гомол хромосомы начин отходить друг от друга.но ост еще соедив в местах кроссинговера.эти места-хиазмы.5)ст диакинеза: хр они движься к экватору,но соед в хиазмах. Исчез.ядерная оболочка, ядрышки, формируется веретено деления и выстр в обол экватора.Метафаза1 :выстр в обол экватора.В отл от митоза кинетохоры нити при мейозе направлены в одну сторону от центромеры к полюсам клетки. Анафаза1 :проис. расхождение гомол хр.Происх.независимое распред гомол хр.между полюсами кл. Как. только достигает полюсов кл начинается телофаза1 : формир ядро.ядерн обол-ка.деспирализация хр.,исчез веретено,делится цитоплазма и образ 2 кл-гаметоциты 2 порядка. После короткого интервала Кл вступают в мейоз2:теже процессы,что при митозе,но в метафазу кинетохорные нити направл. к обоим полюсам Кл и в анафазу расход сестр хроматиды.Мейоз 1 заканчив.формирование прегамет(1н1с). Значение митоза : 1)сохр пост число хр.из поколения в поколение2)в силу перекомбинации гомол хр-м образ большое кол-во генетически различных гамет.

13.Оплодотворецие и партеногенез.

Оплодотворение- процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида с обр диплоидной зиготы,из кот развивается диплоидный оргаизм. Стадини: а) сближение половых клеток. б)активация; в)слияние(сингамия). В сближении гамет играет роль неспециф факторы: 1) координация во времени процессов спермато- и овогенеза, одновременность готовность к оплодотворению 2)в сближении гамет играют большую роль совокупительные органы,кот обемпечивают сближение сперматозоида и яйцеклетки 3) Относительно большие размеры яйцеклетки, что повышает вероятность их сближения. 4)большое число яйцеклетки.сперматозоид активирует. Это называется акросомальная реа-ция. При этом активируется и яйцеклетка(кортикальная реа-ция(увеличение Са2+)).У млекопитающих при соприкосновении сперматозоида с наружной оболочкой яйцеклетки, в месте контакта разрушается плазматическая мем-на сперматозоида(впереди акромомы),повышается ее проницаемость у сперматозоида выходят гидролитические ферменты-сперматолизины, они расслабляют связи между фолликулярными клетками и сперматозоид погружается в оболочки яйцеклетки. Разрушается блестящая об-ка, разрушается в месте контакта плазматич мем-на яйцеклетки, происходит слияние плазматич мембран 2х клеток и сперматозоид проникает в цитоплазму яйцеклетки. Но сперматозоид может вступить в контакт с поверхностью яйцеклетки только в том месте где на блестящей об-ке находятся специфический для сперматозоида рецептор, с которым он связывается. После проникновения сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки с обол-ки яйцеклетки исчезают рецепторы и др. сперматозоиды в яйцеклетку не проникают. Это препятствует полиспермии у млекопитающих и чел-ка. Партеногенез -развитие из

неоплодотаор.яйцеклстки:1)естественный.а)обязательн.б)необязател.2)искусст. Обязательный встречается у скальных ящериц,а необяз у пчел. Формы

партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж ядра, цитоплазма в

яйцеклетке.2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

14 Предмет,задачи и методы генетики.

Это наука об изменчивости и наследственности орг-ов. 1900 рождение генетики (Чермак, Фриз, открытие з-ков Менделя) 1906- Бетсон ввел термин генетика. 1 период 1900-1953 классическая генетика.2 период 1953-наше время молекулярной биологии и генетики. 1 период: сформирована теория гена, введено понятие гена. Иогатсои сформулировал учение о генотипе и фенотипе. Морган-хромосомяая теория наследственности учение об экспериментальном мутогенезе. Новый раздел генегики-генетика популяции. 1944-Эвери окончательно доказал, что ДНК хранит наследственную инф-цию. 1953-расшифрована пространственная структура ДНК. 2 период: 1961 расшифрован генетический код и структура уникальных генов. 1971-термин-фермент обратная транскриптаза или ревертаза. В присутствии этого фермента на мол-лу ДНК идет синтез. РНК 1990 начал выполняться геном чел-ка. В настоящее время расшифрованы все нуклеотидные последовательности ДНК чел-ка. Давиденков разрабатывает методику медико-генетического консультирования населения. Вавилов-закон гомологичных рядов. Кольцов-предложения о том, что хим основу гена составляют биол.макромолекулы.

15. Наследственность и изменчивостъ.Ген и его св-ва. Наследственность - общее св-во живых орг-ов сохранять и передавать наследственные признаки в ряду поколений. Изменчивость -общее св-во живых орг-ов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. Изменчивость - общее в-во живых. орг-ов, кот заключается в изменении наследственных признаков, вариабельность их проявления при взаимодействие орг-ов с окр.средой. Ген-последовательность нуклеотидов в ДНК, кот несет инф о первичной структкре белка. Св-ва генов 1) специфичность-1 ген отвечает за развитие 1 признака.2)стабильность-гены в ряду поколений передаются без изменений. 3)дискретность-разные гены отвечают за развитее разных признаков.4)аллельное состояние. Аллельные гены-гены, кот находятся в одинаковых участках или локусах гомологичных хромосом и отвечают за развитие 1 признака.

16.Откйытие Менделем законов независимого наследования. Гибродологический метод исследования был предложен Менделем: 1)скрещивают организмы, кот отличаются друг от друга по одному признаку или несколькими стабильными контрастными взаимоисключающими признаками 2)проводится обязательный количественный и качественный учет потомков от каждого скрещивания. Проводится индивидуальный анализ потомства от каждого скрещивания. Многогибридное скрещивание-скрещивают орг-ов.кот отличаются друг от др-та по одному признаку(растения. гороха,отлич по окраске семян, скрещивался желтый горох с зеленым.В первом поколении все растения имели желтую окраску семян, в этом заключается единообразие гибридов первого поколения, признак который появился у гибридов 1 поколения-доминантный(А-ген с желтой окраской семян; а – ген с зеленой).

17. Закон расщепления гибридов 2 поколения.

Мендель скрестил гибриды 1 поколения между собой. Во втором поколении появились с желтой и зеленой окраской семян, т.е произошло расщепление по данному признаку. Признак, кот. проявился у гибридов 1 поколения-доминантный, признак, кот не проявился в присутствии доминантного-рецессивный. Он применил статистический подход при изучении явления расщепления. Он подсчитал гибридов 2 поколения, желтых семян6022,зеленых2001,произошло расщепление по фенотипу3:1 .ЗАКОН : при моногибридном скрещивании во 2 поколении, расщепление идет по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.0рганизмы, кот имеют одинаковые аллельные гены-гомозиготы, разные гены-гетерозиготы.

18 Ди- Полигибридное скрещивание.

Дигибр. Скрещивание орг-ов, кот, отличаются друг от друга по двум признакам (А-ген, с

желтой окраской гороха; а-ген,с зеленой; В-гладкий; в-морщинистый). Мендель скрещивал растения гороха с желтыми гладкими семенами, с растениями зелеными морщинистыми. В 1 поколении проявилось правило единообразия, все растения имели желтые и гладкие семена, он также скрестил дигибридов 1 поколения между собой, во 2 поколении появилось 4 категории потомков:9-желтые гладкие(АВ),3-желтые морщинистые(А-вв),3-зеленые гладкие(аа В-), 1-зеленые морщинистая(аа вв).(Желтые семена-12частей:зеленые-4,гдадкие-12,морщинистые-4)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

Цель работы: оценить уровень освоения знаний учащихся по биологии.

Условия применения: работа рассчитана на обучающихся 10-х классов общеобразовательной школы.

Этапы проведения работы:

инструктаж обучающихся (текст приводится) - 3 мин;

выполнение заданий - 40 мин.

Структура и содержание

Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть А содержит 7 заданий (1 - 7). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.

Часть В включает 2 задания с выбором нескольких правильных ответов из шести (8-9). Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание - 2.

Часть С включает 1 задание (10) на установления соответствия правой и левой части таблицы. Ответ оценивается в три балла.

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу - 14 баллов.

Шкала оценивания:

13 - 14 баллов - «5»

10 - 12 баллов - «4»

7 - 9 баллов - «3»

6 баллов и менее - «2»

нет ответа - «1»

Таблица 1

Расп р е деление за да ний по частям

Части

работы

Число

зад а ний

Максимальный балл

Тип заданий

Часть 1 )

С выбором одного правильного ответа

Часть 2 )

С выбором нескольких правильных ответов;

Часть 3 )

Установление соответствий

Итого

Инструкция по выполнению работы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям или еще раз проверить данные ответы.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать необходимое количество баллов.

Работа выполняется на бланках, подготовленных и розданных учителем перед началом работы.

Часть А

(задания с одним правильным ответом)

Определите наивысший уровень организации живой материи:

А) популяционно-видовой

Б) биосферный

В) организменный

Г) экосистемный

2. Укажите соединения, при расщеплении которых выделяется больше всего энергии:

А) липиды

Б) углеводы

В) белки

Г) нуклеиновые кислоты

3. Укажите элемент, который входит в состав молекулы хлорофилла:

А) медь

Б) бор

В) йод

Г) магний

4. Укажите соединения, из которых в основном состоит плазматическая мембрана:

А) белки и углеводы

Б) углеводы и липиды

В) белки и липиды

Г) липиды и минеральные соли

5. Назовите соединения, входящие в состав простых вирусов:

А) белок и нуклеиновая кислота

Б) только нуклеиновая кислота

В) белок, нуклеиновая кислота, липиды

Г) белок, нуклеиновая кислота, углеводы

6. Укажите двумембранные органеллы:

А) рибосомы

Б) митохондрии

В) лизосомы

Г) эндоплазматическая сеть

7. Укажите, как называют растворимые в воде соединения:

А) гидрофобные

Б) гидрофильные
В) органические

Г) молекулярные

Часть В

(задание с выбором нескольких правильных ответов)

8. Укажите химические элементы, которые относятся к органогенным:

А) фтор

Б) железо

В) азот

Г) водород

Д) калий

Е) бром

9. Назовите организмы, клетки которых имеют ядро:

А) тромбоциты

Б) пеницилл
В) мукор
Г) кишечная палочка

Д) эритроциты

Е) цианобактерии

Часть С

(задание на установление соответствия)

10. Определите, от каких органелл происходят указанные органеллы эукариотической клетки

Органеллы-предшественники

Органеллы, которые от них происходят

А лизосомы

1 хлоропласты

Б эндоплазматическая сеть

2 вакуоль с клеточным соком

В комплекс Гольджи

3 митохондрии

Г лейкопласты

4 пищеварительные вакуоли

Игра - викторина по биологии для средних классов «В стране биологических вопросов»

Автор: Сорокина Елена Владимировна, учитель биологии филиал МКОУ Новочановской СОШ Усть-Тандовской ООШ, деревня Усть-Тандовка Барабинского района Новосибирской области
Цель: углубить и проверить знания обучающихся о многообразии животного и растительного мира нашей планеты.
Задачи:
образовательные:
-расширить биологический кругозор и формировать правильное отношение к природе;
развивающие:
-развивать у учащихся познавательный интерес;
-развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
-способсвовать воспитанию общительности, настойчивости и ответственности в принятии решений.
Подготовительная работа:
-прочитать как можно больше литературы о живой природе нашей планеты;
-просмотреть имеющиеся фильмы о природе;
-оформить совместно с учащимися выстывку «Самые.... Самые....» (самое большое животное, самое маленькое растение и т. п.)

Описание материала: Данная игра способствует расширению и закреплению знаний обучающихся о живой природе нашей планеты; продолжает развитие познавательного интереса, формируемого на уроках биологии, и воспитание экологической культуры обучающихся через углубленное изучение интересных фактов из жизни растений и животных.
Игру можно проводить по станциям с маршрутными листами, либо просто командная игра в кабинете по секторам; можно и как идвивидуальное первенство на выявление лучшего знатока биологии Как задумает учитель). Моя легенда игры была такова: участники команд садятся на яхты и отправляются в виртуальное путешествие по «островам»-станциям. Каждая станция была в отдельном кабинете, в котором находился хозяин острова. Командам задавалось 5 вопросов (подготовленная презентация). За каждый правильный вопрос ребятам выдавались раковины - картинки. Побеждает команда, набравшая наибольшее колличество раковин.
Оборудование: компьютеры, проекторы, экраны, презентация (вопрос - ответ с фото), маршрутные листы, картинки-раковины, записи звуков природы для каждого «острова», призы для награждения.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Деление на команды. Знакомство с правилами игры.
НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!!!
Остров «Лесная опушка»
1. Из какого дерева делают пианино?
Ответ: из ели
2. Из какого дерева делают спички?
Ответ: из осины
3. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?»
Ответ: об осине
4. Что такое микология?
Ответ: наука о грибах
5. Какое хвойное растение не является вечнозеленым?
Ответ: лиственница
Остров «Млекопитающие животные»
1. Вес какого животного может достигать 190 тонн?
Ответ: синий кит
2. Какие животные несут яйца, а вылупившихся детенышей вскармливают молоком?
Ответ: утконос и ехидна
3. У какого животного самый длинный язык?
Ответ: у муравьеда
4. Какая обезьяна считается самой крупной?
Ответ: горилла
5. Каким образом крот заготавливает на зиму червей?
Ответ: обезглавливает их и складывает в кладовую
Остров «Сказочные превращения»
В кого превращались:
1. Чудовище из сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»
Ответ: в принца
2. Князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Ггвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?
Ответ: в комара, муху, шмеля
3. Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»?
Ответ: во льва, в мышь
4. Жестокий мальчик, упавший со звезды, из сказки О.Уайда «Мальчик-звезда»?
Ответ: в мальчика с лицом как у жабы
5. Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Ответ: в воробьев, бабочек, муравьев
Остров «Птичий базар»
1. У этих птиц красивое розовое оперение?
Ответ: фламинго
2. Гнездо какой птицы размером с полскорлупки грецкого ореха?
Ответ: колибри-эльф
3. Какие птицы являются первыми вестниками весны?
Ответ: грачи
4. В какой стране вывели петухов с трехметровыми хвостами?
Ответ: в Японии
5. Как называют воробья, окончившего консерваторию?
Ответ: соловей
Остров «Лекарственные растения»
1. Отвар, изготовленный из цветов этого растения, издревле помагал при лечении ангины, кашля.
Ответ: ромашка
2. Это растение - незаменимое средство для заживления ран, порезов, ссадин. Сок этого растения применяется при заболевании желудка.
Ответ: подорожник
3. Это растение помогает от бессоницы, зубной боли, глазных заболеваниях. Оно так же является незаменимым средством для людей с плохим аппетитом.
Ответ: одуванчик
4. Листья этого растения используются для лечения заболеваний легких.
Ответ: медуница
5. Это лучшее средство при простуде. Чай с вареньем из ягод этого кустанника помогает побыстрее выздороветь и набраться сил.
Ответ: малина

Остров «Насекомые»
1. Кто такие бражники?
Ответ: бабочки
2. Какое насекомое при размере 4-6 мм может прыгнуть в высоту на 40-60 см?
Ответ: блоха
3. У какого насекомого нет слуха?
Ответ: у мухи
4. Какое насекомое может поднять груз в 10 раз превышающий его собственный вес?
Ответ: муравей
5. Как называется крупный кузнечик в Африке?
Ответ: цикада
Остров «Золотая рыбка»
1. Кто вылупляется из икринки?
Ответ: малек
2. Из печени какой рыбы делают рыбий жир?
Ответ: из печени трески
3. Самая большая рыба на нашей планете?
Ответ: аитовая акула
4. Температура воды в водоеме 17 градусов Цельсия. Какова температура тела, рыб обитающих в нем?
Ответ: 18 градусов Цельсия
5. Вы поймали карася. Как узнать, сколько ему лет?
Ответ: сосчитать кольца на чешуе

1..Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических веществ
С) обменом веществ
В) наличием катализаторов
Д) взаимодействием молекул друг с другом

2. Основными веществами в живых организмах являются:
A) Углеводы.
B) Витамины.
C) Жиры.
D) Белки.

3. Биологической системой называют:
А) объединение однородных клеток
С) несколько рядом расположенных органов
В) органы живого организма
Д) любые биологические объекты

4. Межвидовые отношения начинают проявляться:
A) На биогеоценотическом уровне.
B) На популяционно-видовом уровне.
C) На организменном уровне.
D) На биосферном уровне.

5. Предметом изучения биологии является:
A) Строение и функции организма.
B) Природные явления.
C) Закономерности развития и функционирования живых систем.
D) Строение и функции растений и животных.

6. В 1988 году вышел 4-томный труд А.А.Слудского и А.Бекенова:
A) «Флора Казахстана».
B) «Заповедники Казахстана».
C) «Биологические открытия Казахстана».
D) «Млекопитающие Казахстана»

7. К прокариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы
Д) бактерии и цианобактерии

8. Только у прокариот встречаются органоиды:
А) пластиды
С) клеточный центр
В) митохондрии
Д) рибосомы

9. Рибосомы участвуют в синтезе:
А) АТФ
В) белков
С) липидов
Д) углеводов

10. Размножение - это процесс: А) увеличения числа клеток;
В) воспроизведения себе подобных;
С) развития организмов в процессе эволюции;
Д) усложнения строения и функций органов

11. Набор половых хромосом у мужчин:
А) XX;
В) XY;
С) ХО;
Д) YY.

12. Клетка - структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
Д) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

13. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки:
А) Амитоз;
В) мейоз;
С) амитоз;
Д) биоценоз.

14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз;
В) митоз и мейоз;
С) мейоз и амитоз;
Д) мейоз.

15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеотиды;
В) аминокислоты;
С) пептиды;
Д) моносахариды.

16. Какое число хромосом у человека?
А) 46;
В) 25;
С) 47;
Д) 48

17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:
А) биосферный;
В) биогеоценотический;
С) популяционно-видовой;
Д) организменный.

18. Ядро – это:
А) двумембранная структура;
В) одномембранная структура;
С) немембранная структура;
Д) трехмембранная структура.

19. Ассимиляция – это процесс:
А) катализа;
В) распада;
С) биосинтеза;
Д) гидролиза.

20. В реакциях распада веществ:
А) энергия накапливается;
В) энергия не изменяется;
С) энергия выделяется;
Д) энергия сохраняется.

21. Один триплет ДНК содержит информацию:
А) о последовательности аминокислот в белке;
В) об одном признаке организма;
С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь;
Д) о начале синтеза и-РНК,

22. Количество этапов в энергетическом обмене:
А) один;
В) два;
С) три;
Д) четыре.

23. Автотрофные организмы получают энергию:
А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических;
В) из готовых органических веществ;
С) за счет распада неорганических веществ;
Д) за счет распада воды.

24. К гормонам не относится:
А) инсулин;
В) окситоцин;
С) меланин;
Д) прогестерон.

25. Индивидуальное развитие организма называется:
А) филогенез;
В) овогенез;
С) метаморфоз;
Д) онтогенез.

26. У всех цветковых растений происходит:
А) двойное оплодотворение;
В) двойное опыление;
С) простое оплодотворение;
Д) тройное оплодотворение.

27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А) гамета;
В) гаструла;
С) бластула;
Д) зигота.

28. Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:
А) из эктодермы;
В) из мезодермы;
С) из энтодермы;
Д) из гаструлы.

29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:
А) гомеостаз;
В) раздражимость;
С) онтогенез;
Д) обмен веществ.

30. Заключительной фазой в митозе является:
А) анафаза;
В) профаза;
С) телофаза;
Д) метафаза.

1С 16А
2С 17А
3А 18В
4С 19В
5В 20В
6Д 21А
7Д 22В
8Д 23В
9С 24А
10А 25В
11Д 26А
12С 27А
13С 28А
14В 29Д
15Д 30Д

Цикл состоит из 10 занятий, который затрагивает вопросы и темы, вызывающие наибольшие сложности на экзаменах, включая ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность занятия – 1,5 часа. После каждого занятия учащиеся получают обязательное к исполнению домашнее задание.

Занятия № 1 – 3. Цикл «Генетика - решаем все задачи». За первые три занятия курса учащиеся научатся решать все типы задач, которые встречаются в курсе биологии 9-11 классов, включая задачи из последнего, наиболее сложного блока ЕГЭ.

Занятие №1. Входное тестовое задание. Введение в генетику. I и II Законы Менделя. Неполное доминирование. Алгоритм решения задач по генетике. Решение задач.

Занятие №2. III Закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Занятие №3. Сцепленное наследование. Комбинирование (аутосомное и сцепленное с полом наследование). Наследование группы крови. Решение задач. Итоговое тестовое задание.


Занятия №4-8. Цикл «Биохимия – разбираемся в деталях».

Занятие №4. Входное тестовое задание. Классы органических веществ. Краткая характеристика веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Занятие №5. Связь между углеводами и АТФ – цикл Кребса. Анаэробный и аэробный этапы окисления. Этапы расщепления глюкозы в цикле Кребса.

Занятие №6. Белки как полипептиды. Строение и общая формула аминокислоты. Практические задания по присоединению аминокислот и созданию белковых цепей в развернутых формулах. Уровни организации белка. Строение нуклеиновыех кислот. Отличия ДНК от РНК.

Занятие №7. Связь между нуклеиновыми кислотами и белками – механизмы транскрипции и трансляции. Законы генетического кода. Принципы кодирования белков на ДНК и РНК. Практические упражнения по кодированию аминокислот азотистыми основаниями.

Занятие №8. Разбор примеров заданий из различных КИМ 9-11 класса. Итоговое тестовое задание.


Занятия №9-10. Цикл «Вся ботаника. Вспоминаем давно забытое».

Занятие №9. Входное тестовое задание. Современные представления об эволюции растений. Основные этапы эволюции. Сравнительный анализ этапов с точки зрения жизненного цикла и морфологии (одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – мохообразные – папоротникообразные – голосеменные – покрытосеменные). Лишайники, как пример эффективного симбиоза.

Занятие №10. Ткани растения. Строение корня. Строение листа и типы жилкования. Строение цветка. Формула цветка. Типы просты и сложных соцветий. Типы плодов. Итоговое тестовое задание.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: