Как правильно поздравить с причастием. Симфония по творениям святителя феофана, затворника вышенского, причащение - читать, скачать - святитель феофан затворник

Сын, милый мой, я – сожалею,
Что не могу тебя обнять,
Расцеловать, в момент преддверья,
Очередного Дня Рожденья,
И, в этот день, Отцом предстать,
Перед тобой, без раздраженья…
Душу открыть, зарисовать,
Судьбы короткие мгновенья,
Наши, с...

https://www.сайт/poetry/19798

Дорогой любимый Слава!
Самый лучший в мире брат!
Тебя поздравить с юбилеем
Сегодня каждый очень рад.

Спешили мы издалека
И горим все нетерпеньем:
Так хотим родного брата
Все поздравить с Днём Рожденья!

Мы поздравляем все тебя...

https://www.сайт/poetry/150506

Твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей. Если бы он сказал «первая заповедь – верить…», то пришел бы к следующему логическому протворечию: «Для неверующего понятие «заповедь» не существует. И, следовательно... сделал все возможное, чтобы избежать его. Именно поэтому он не написал «…прежде всего нам заповедано верить», а сказал: «Первая заповедь – знать». Но тогда возникает следующий вопрос: «А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или...

Про католические праздники и католические традиции наши православные граждане знают очень мало. Хотя с удовольствием присоединяются к празднованию Рождества 25 декабря или католической Пасхи вместе с католиками всего мира. Праздновать-то мы любим! А вот насчет знания традиций, с этим сложнее. Постараемся максимально просто осветить периоды католических празднеств, отмечаемых в течение года, а также правила поведения в католическом храме .

Католические праздники

В литургическом году, согласно устоям католической церкви, можно выделить 5 основных периодов .

1) Адвент или Рождественский пост начинается с последнего воскресенья ноября и продолжается вплоть до Рождественского Сочельника 24 декабря. Этот предпраздничный период ознаменован в католических и некоторых протестантских общинах.

3) Великий Пост , как и у православных христиан, не имеет единой даты начала. Период Великого Поста простирается от Пепельной Среды до .

4) После Пасхи сразу начинается Пасхальный период , который заканчивается в День Сошествия Святого Духа.

5) Все остальные временные периоды года собирательно называются Рядовым временем . Конечно, в течение него тоже есть праздничные религиозные даты, но насколько они важные, зависит от местных традиций.

К примеру, католики всех стран очень почитают Деву Марию — каждый этап её жития отмечается торжественными службами в храмах. В почете и другие святые, поскольку они признаны католической церковью официальными небесными покровителями профессий, отдельных городов и стран. Вот почему перечень и размах католических праздников в разных странах будет несколько отличаться.


Как в любом христианском храме, мужчины должны снять головные уборы, а женщины, наоборот, покрыть голову платком или шляпкой. Мобильные телефоны должны быть отключены ещё до входа в храм. В остальных случаях в храме следует вести себя также, как и окружающие вас люди , поскольку в католической церкви важное значение придается местным традициям, очень разнообразным и зачастую не подчиняющимся общим правилам.

Стояния

В рядовое время и, тем более, в период Великого Поста во время католической службы читается особая молитва - «Крестный путь» . В ней принято вспоминать последние события из жизни Христа на Земле. Для совершения этой особенной молитвы в храме на стенах расположены так называемые «Стояния» - это барельефы или картины с изображением соответствующих событий. При прочтении молитвы верующие постепенно переходят от одного «Стояния» к другому. Поэтому в католическом храме лучше всего занять такое место, чтобы не мешать их передвижению. Это нужно помнить и во время торжественных процессий.

Воскресная месса

Воскресенье у христиан считается очень важным праздником. У католиков именно в этот день совершается торжественное богослужение — месса . В ходе мессы люди стоят вдоль стен или сидят на скамьях внутри храма. Ходить по храму во время мессы крайне неприлично и допускается только в случае острой необходимости. С учетом того, что во время мессы нередко совершаются процессии, не следует загораживать проходы.

Святые Дары

Центральным моментом мессы является пресуществление Святых Даров – в зале храма возникает особая атмосфера торжественности. Прихожане либо стоят, либо преклоняют колени, соблюдая тишину.

Отдельного внимания требует церковная традиция поклонения Святым Дарам. В этот время Святые Дары ставятся в дароносице храма, а верующие преклоняют свои колени и пребывают в молитвенном молчании. Перемещение по храму, какой-либо шум, беседы в эти моменты время строго запрещены.

Причастие

Немаловажной составляющей мессы является причастие . Первое причастие — такое же важное событие в жизни католика, как и . В честь первого причастия детишек наряжают в праздничные платья, устраивают для них семейное торжество с подарками и поздравлениями.

Необходимо помнить, что к причастию допускаются только крещеные, не имеющие на своей совести какого-либо тяжкого греха, и исповедовавшиеся в течение последнего года. На детей это требование не распространяется. А для христиан других конфессий необходимо иметь при себе разрешение своего духовного отца на возможность причащаться в католической церкви.

В воскресенье 19 мая у нашей Вероники была Первая Комуния (Pierwsza Komunia Święta ) . Звучит так, что всегда приходится объяснять. Так вот, попробую. Первая комуния — это первое причастие. Комуния у католиков (по крайней мере, у польских) — это очень важное и торжественное событие до которого допускаются дети от 7 до 12 лет. Кстати, православные христиане могут причащаться после крещения. Но не буду вдаваться в подробности и перечислять разницу между православием и католицизмом.Сразу скажу, я — человек верующий, но мое отношение к вере описывать не буду. Это долго, полемично и затягивает... Наверняка многие спросят: зачем мы, православную девочку, отправили на причастие в костел?

А вот тут вернемся на два года назад. Когда мы пошли в школу, одним из первых вопросов был: «А у вас ребенок будет ходить на уроки религии?». Это было не обязательно. В принципе, любой поляк также может от них отказаться. Но дело все в том (и это мое мнение), что в Польше религия — это не только вера, это уже глубоко укоренившаяся традиция. Так среди знакомых можно обнаружить и тех, кто не пропускает воскресных служб и накладывает на себя крест даже просто проезжая мимо костела в автобусе, так и тех, кто считает себя верующим, но негативно относится к деятельности костела, хотя традиционные вещи соблюдают (как то крестить ребенка, первая комуния, бракосочетание и т.п.). Думаю в православии примерно та же ситуация. Стоит сказать, что в Польше государственными праздниками (когда вся страна отдыхает) больше половины, наверное, являются религиозные праздники.


Так вот, возвращаясь к вопросу «Зачем?». Изначально для меня было важно, чтобы ребенок адаптировался в другой стране, чтобы не чувствовал себе «чужим», чтобы влился в коллектив. Учитывая, что все дети класса на религию ходят, было бы крайне много вопросов со стороны детей, к тогда еще и так не очень сориентировавшейся Нике. Да и объяснять Нике было бы крайне тяжело. К тому же, понять другую культуру всегда проще через познание традиций. Поэтому мое согласие отправить ребенка на комунию в том числе связано и с желанием большего познания культуры страны в которой она живет.

Итак, Ника ходила весь первый класс на религию и ей даже очень нравилось. Ксендз рассказывал библейские истории, играл на гитаре, рассказывал детям основы веры, объяснял детям, как важно быть добрым, терпеливым и т.п. Так что, лично я ничего в этом предусмотрительного не вижу. Помню, как мы новый завет, старый и евангелие читали в университете на уроках иностранной литературы. А тут вот тебе первый класс: жизнь Христа, деяния апостолов, как зовут всех архангелов и.т.п. Очень меня помню Ника удивила, когда выпалила «Отче наш» по-польски, я долго еще с открытым ртом ходила.

Сейчас Ника уже подросла и мы уже обсуждаем вопросы, касающиеся религии и веры. В любом случае я не заставляю ее быть ни православной, ни католичкой, подрастет - сама для себя все решит.


В начале второго класса объявили, что у детей будет первая комуния. Мне вкратце объяснили что к чему, и в какую копеечку вылетит это мероприятие. Ксендз у нас сменился, и кстати, он даже не сразу понял, что Ника не полька (этого в принципе уже никто не понимает).

Я пошла к ксендзу и объяснила ситуацию, что ребенок мой православный, но я не против. Объясню и тут. От комунии тоже можно было отказаться. Но опять же встал вопрос, как это объяснить Нике? Вот все идут, а ты не католичка не можешь. Нет, так не пойдет. Устраивать стресс ребенку не очень хотелось. Да, мы в костел не ходим, но и в церковь каждую неделю не ходим. И я считаю, что я правильно поступила. Собственно, какая разница, в какую сторону креститься, как молиться, да хоть дома на табуретке, важна вера! Я в принципе вообще против обрядов, чем-то это все язычество напоминает.

Ксендз сразу ответа не дал, сказал, что спросит у кого-то «выше»:). И через пол года сказал, что да, пусть Ника идет на комунию.



Итак, само приготовление длится целый учебный год. Дети занимаются тем, что учат католический Катехизис, можно сказать, что это Азбука Веры. Целый год детям объясняют смысл причастия. В тетрадочке аккуратно приклеена табличка, что нужно сдать наизусть.

Но больше всех к комунии готовятся родители. Во-первых, каждое третье воскресение месяца встреча с ксендзем, на котором он сначала минут 20 рассказывает о том, как необходимо передавать свою веру детям, как важно молиться, а потом еще минут 30 обсуждается мат.часть, т. е., сколько денег собираем на ружаньцы, сколько на книжечки, сколько на цветы и.т.п. Комуния мероприятие чрезвычайно торжственное. Но об этом чуть позже. Приходят на встречи дамы из швейных мастерских, представляют варианты нарядов, приходят фотографы. На комунию шло 75 детей, можно только представить, как тяжело было прийти к единому мнению родителям детей. И все это длится до апреля месяца. За это время шьются платья, заказываются рестораны...


Теперь о торжественности. Мероприятие это настолько важно в жизни ребенка, что для этого собираются все близкие родственники, многие из которых вынуждены даже прилетать из-за границы. Кроме бабушек и дедушек, обязательны крестные, но а также многочисленные дяди, тети (тут уж зависит от способностей семьи организовать). Найти ресторан на этот день к маю месяцу уже практически невозможно.

У нас девочка, а потому о платье. Платье шьется на заказ (традиционно), к нему еще необходимы туфли, венок, колготы, белье, перчатки, сумочка. Такая дама обошлась нам около 4 тыс.р. В день комунии многие еще записываются к парикмахеру и.т.п. Ну прям как в выпускной! Ну тут мы обошлись своими силами.


Итак апрель, к концу апреля дети уже практически все сдали Катехизис. Они идут на освящение крестиков (кстати и получают их только в этот день, на крещение дети получают маленький образы). Наша Ника пошла со своим православным. С ним и ходит.

Затем перед комунией дети должны два раза исповедаться. Выглядело это так. За пару месяцев детям раздали текст, где после слов «я сделал то-то и то-то» многоточие... так называемая «формула исповеди». В назначенную субботу к девяти часам дети с родителями и крестными пошли на исповедь (родители тоже должны исповедаться, но нас освободили, а многие и так не пошли). После исповеди ксендз «отпускает грехи» и для искупления грехов просит прочитать «отче наш». Когда я спросила Нику, о каких грехах она будет говорить, ребенок ответил, что это ее грехи и она не должна мне говорить. Хотя саму исповедь она как-то не восприняла, видимо, учитывая ту формальность, с которой это все прошло.

За две недели перед комунией начались репетиции. Как дети встают, как заходят, как преклоняют колено, как принимают причастие, как сидят, что поют, как поют и.т.п. От и до. И родители тоже ходят. Наша Ника пела псалм, поэтому еще дополнительно с органистом учились петь. Так вот одна из репетиций с органистом была назначена на тот день, когда родителей пригласили «прибраться в костеле». Засунув тряпку в сумку пошла с Никой. Пришли и другие дети с коллектива поющих псалм. И каково же было удивление детей увидеть ксендза не в сутане, а в джинсах и майке. В общем, родители протирали скамейки, расставляли цветы, делали цветочные композиции, украшали всячески костел, гладили белые накидки для алтаря. Ну и болтали. У меня было ощущение такое, как вот раньше, приходили перед каникулами и всем классом отмывали пол, стены, парты.

Мое мнение правда такое, что все вот эти приготовления, платья, рестораны и т. п. на самом деле отвлекают от главного, от самой сути «причастия». Последней каплей, как мне кажется, являются подарки. В этот день детям принято дарить дорогостоящие подарки: телефоны, велосипеды, компьютеры и.т.п. И хоть ксендз и настаивал на том, чтобы родители как-то себя ограничили, но традиции есть традиции. Где-то в интернете нашла сравнение Комунии с Днем принятия в пионеры, и да... что-то в этом есть.


Итак, воскресенье, 19 мая... встали пораньше, сделали прическу, все торжественно оделись и двинулись к костелу. Надо сказать погода была исключительной, было очень солнечно. Естественно все девочки бросились смотреть друг на друга, кто во что одет, какие туфельки, прически. Но тут пришел ксендз и дети быстренько выстроились в два ряда, по росту, парами. Пришел другой ксендз, главный, сказал вступительное слово, окропил святой водой.


Сначала дети просили благословения у своих родителей, те их благословили и дети вошли в костел. Затем дети пели, читали отрывки из святого писания и.т.п. Затем было само причастие.


Потом пришел клерик, играл на гитаре и дети пели. Затем благодарили ксендза (обоих). Все время на мероприятии работало несколько фотографов, снимали видео. Родителям было настойчиво рекомендовано отказаться от фотографирования. (Можно представить сколько бы было ежеминутно вспышек!!!) Все фотографии к этому посту были сделаны специальным фотографом. После комунии, где-то через два месяца, все получили альбом с печатными фотографиями, оформленный диск с видео, а также диск с многочисленными фотографиями. Естественно, фото и видео заказывались и согласовывались отдельно.


Затем уже, выйдя из костела, в память о первой комунии дети получили благословение Папы Римского Франциска I (отмечу, что благословение стоит 800 руб). А потом все разошлись по ресторанам.

Но и это еще не все. После комунии начинается «белая неделя». Это значит, что дети в своих белых одеждах должны целую неделю в 17-00 приходить на службу и причастие. Каждая служба на этой неделе была особенной: то благодарили родителей, то учителей и.т.п. В пятницу, на последней службе, детям вручили хлеб, символизирующий доброту, так как и вся служба была посвящена тому, как важно быть добрым человеком.

Но и это еще не все. Через год, девочки достанут свои платья, а мальчики костюмы, если наряды, конечно, будут им все еще по размеру:), и в тот же день дети соберутся вновь в костеле, чтобы провести службу в честь годовщины принятия первой комунии.

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе ».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: