Водяная су анасы. Су анасы Сказка су анасы русском языке

Габдулла Тукай

Водяная

(Рассказ деревенского мальчика)

Лето. Жаркая погода. Прыгнешь в речку - благодать!

Любо мне нырять и плавать, воду головой бодать!

Так играю, так ныряю час, а то и полтора.

Ну, теперь я освежился, одеваться мне пора.

Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.

Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.

На мостки, зачем - не знаю, оглянулся я в тоске...

Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!

Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,

И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.

Я стою, дрожа от страха, притаившись и ивняке,

И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке,

Водяная расчесала косы влажные свои,

В реку прыгнула, нырнула, скрылась в глубине струи.

Тихо на мостки всхожу я, выйдя из листвы густой.

Что это? Забыла ведьма чудный гребень золотой!

Оглянулся: пусто, глухо на реке, на берегу.

Гребень хвать и прямо к дому опрометью я бегу.

Ну лечу я, ног не чуя, ну и мчусь, как быстрый конь.

Я покрыт холодным потом, я пылаю как огонь.

Посмотрел через плечо я... Аи беда, спасенья нет:

Ведьма, ведьма водяная гонится за мною вслед!

Не беги! - кричит бесовка.- Погоди, воришка! Стой!

Ты зачем украл мой гребень, чудный гребень золотой?

Я - бегом, а ведьма - следом. Ведьма - следом,

я - бегом.

Человека бы на помощь!.. Тихо, глухо все кругом.

Через ямы, буераки до села мы добрались.

Тут на ведьму все собаки поднялись и залились.

Гав! Гав! Гав! - не уставая, лают псы,

щенки визжат,

Испугалась водяная, поскорей бежит назад.

Отдышался я, подумал: «Вот и минула беда!

Водяная ведьма, гребня ты лишилась навсегда!»

В дом вошел я: - Мать, нашел я чудный гребень

Дай попить, бежал я быстро, торопился я домой.

Золотой волшебный гребень принимает молча мать,

Но сама дрожит, боится, а чего - нельзя понять.

Солнце закатилось. Ладно, спать ложусь я.

День потух.

И в избу вошел прохладный и сенной вечерний дух.

Я лежу под одеялом, мне приятно, мне тепло.

Стук да стук. Стучится кто-то к нам в оконное стекло.

Лень мне скинуть одеяло, лень добраться до окна.

Мать, услышав, задрожала, пробудилась ото сна.

Кто стучит в такую темень! Убирайся, проходи!

Что тебе приспело ночью? Пропадом ты пропади!

Кто я? Ведьма водяная! Где мой гребень золотой?

Давеча стащил мой гребень твой сынок,

воришка твой!

Одеяло приоткрыл я. Лунный луч блестит в окне.

Ах, что станется со мною! Ах, куда податься мне!

Стук да стук. Уйди, бесовка, чтобы черт тебя унес!

А вода - я слышу - льется с длинных и седых волос.

Видно, славною добычей мне владеть не суждено:

Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно.

Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать.

Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать!

Вспоминая стук зловещий, я сгораю от стыда.

И чужие трогать вещи перестал я навсегда.

Габдулла Тукай

Су анасы

(Бер авыл малае авызыннан)

Җәй көне. Эссе һавада мин суда койнам, йөзәм;

Чәчрәтәм, уйныйм, чумам, башым белән суны сөзәм.

Шул рәвешчә бер сәгать ярым кадәрле уйнагач,

Инде, шаять, бер сәгатьсез тирләмәм дип уйлагач,

Йөгереп чыктым судан, тиз-тиз киендем өс-башым;

Куркам үзем әллә нидән,- юк янымда юлдашым.

Бервакыт китәм дигәндә, төште күзем басмага;

Карасам: бер куркыныч хатын утырган басмада.

Көнгә каршы ялтырый кулындагы алтын тарак;

Шул тарак берлән утыра тузгыган сачен тарап.

Тын да алмыйча торам, куркып кына, тешне кысып,

Шунда яр буендагы куе агачларга посып.

Сачләрен үргәч тарап, сикерде төште суга ул;

Чумды да китте, тәмам юк булды күздән шунда ул.

Инде мин әкрен генә килдем дә кердем басмага,

Җен оныткан, ахыры,- калган тарагы басмада.

Як-ягымда һич кеше дә юклыгын белдем дә мин,

Чаптым авылга, таракны тиз генә элдем дә мин.

Күрмимен алны вә артны, и чабам мин, и чабам;

Ашыгам, тирлим, пешәм һәм кып-кызу уттай янам.

Берзаманны әйләнеп баккан идем артка таба,-

Аһ, харап эш! - Су анасы да минем арттан чаба.

Кычкырадыр: «Качма! качма! Тукта! тукта, и карак!

Ник аласың син аны,- ул бит минем алтын тарак!»

Мин качамын - ул куадыр, ул куадыр - мин качам;

Шулкадәрле кыр тыныч, һичбер кеше юк, ичмасам.

Шул рәвешчә чабышып җиттек авылга бервакыт,

Су анасыны куарга күтәрелде барча эт!

«Вау!» да «вау!» да, «һау!» да «һау!» -

бертуктамый этләр өрә;

Су анасы, куркып этләрдән, кирегә йөгерә.

Инде эш җайланды, куркудан тынычландым, дидем;

И явыз карчык! тарагыңнан коры калдың, дидем.

Өйгә кайттым да: «Әни, алтын тарак таптым!» - дидем;

«Сусадым, ардым, әни, мин бик озак чаптым»,- дидем.

Сейләгәчтен кыйссаны, алды тарагымны әни;

Курка үзе алса да,- уйлый эченнән әллә ни...

Яхшы, хуш. Батты кояш. Йокларга яттым кич белән;

Өй эче тулган иде кичке һава, хуш ис белән.

Юрган астында йокыга китми ятам мин һаман;

Шык та шык! - кемдер тәрәзәгә чиертә берзаман.

Мин ятам рәхәт кенә, тормыйм да кузгалмыйм әле.

Бу тавышка сискәнеп, торган йокысыннан әни:

Ни кирәк? Кем бу? Кара тәндә вакытсыз кем йөри?

Нәрсә бар соң төнлә берлән, и пычагым кергери!

Су анасы мин, китер, кайда минем алтын тарак?

Бир! бая көндез алып качты синең угълың, карак!

Төшкән айның шәүләсе, мин юрган астыннан карыйм;

Калтырыйм, куркам:

«Ходай! - дим,- инде мин кайда барыйм?»

һич өзлексез шык та шык! безнең тәрәзәне кага;

Ул коточкыч сачләреннән чишмә төсле су ага.

Әнкәем алтын таракны, тиз генә эзләп табып,

Атты да тышка, тизүк куйды тәрәзәне ябып.

Су анасыннан котылгачтын, тынычлангач, әни

И орышты, и орышты, и орышты соң мине!

Мин дә шуннан бирле андый эшкә кыймый башладым,

«Йә иясе юк!» - дип, әйберләргә тими башладым.

Су анасы или водяная мать - это существо женского пола, то же приблизительно, что в русских легендах русалка. В татарских рассказах она изображается в качестве жены Су бабасы или Су иясе. Су анасы чаще других водяных существ является на берегу людям, и поэтому о внешнем ее виде имеются более определенные сведения. Су анасы имеет вид человека. Телосложение у нее не особенно складное, коса черная, длинная - чуть не до земли. Голова большая и продолговатая. Глаза большие, черные, выпуклые. Цвет тела несколько красноватый, а грудь - широкая, выдающаяся вперед.

Как и су иясе, то есть водяной хозяин. Су анасы является людям причесывающей свои длинные волосы. Иногда она забывает свой золотой или серебряный гребень и приходит за ним к тому, кто взял этот гребень.

Су анасы обитает как в больших, так и в малых реках. Если в руки ей попадется человек, то она уже его не отпустит. Ловит она людей вечером, когда те купаются, хотя может схватить человека и днем. Поговаривают, что Су анасы питается человеческим мясом, поэтому она внушает людям большой страх. Матери пугают малых детей, угрожая, что им явится Су анасы и утащит их, если они пойдут на реку купаться одни.

Впрочем, если умилостивить Су анасы, то в некоторых случаях она может быть и доброй. Вот что об одном из таких случаев рассказывают.

Как-то явилась мельнику водяница и попросила помочь ей добыть человека. Мельник отказался исполнить ее просьбу. Тогда водяница стала угрожать, что прорвет мельничную плотину, и не раз это делала. Мельник едва не разорился и в конце концов решился сделать то, о чем просила Су анасы. Подкупив одного охотника, он попросил его привести для водяницы мальчика.

Охотник взял с собой на охоту подростка. Охотились на пруду почти до вечера. Уже смеркалось, когда парень подстрелил утку. Чтобы достать ее из пруда, он, по совету охотника, снял с себя одежду и вошел по колено в воду. В тот миг мальчика не стало - утонул, несмотря на то, что и плавать хорошо умел. На другой день вытащили его из воды совсем в другом месте.

Вскоре после этого та же водяница пришла поблагодарить мельника и стала приглашать его к себе в гости. Долго не соглашался мельник, но водяница повадилась являться по десяти раз на день. Волей-неволей пришлось мельнику идти. Предупредила его водяница, чтобы на берегу он закрыл глаза. Когда тот исполнил это приказание, то в одно мгновенье очутился в стеклянном доме под водой, где для него был приготовлен царский пир. Водяница угощала мельника, любезно беседуя с ним, как теща с зятем.

Из этого народная молва делает вывод, что водяные, как и люди, платят за добро добром и отвечают на зло злом.

Сказка «Су Анасы»

в бассейне

Этно-культурной направленности с использованием элементов синхронного плавания.

По мотивам сказки Габдуллы Тукая

«Су Анасы»

Цель :

Повысить эмоциональное состояние детей;

Совершенствовать навыки скольжения по поверхности воды с работой ног, как при плавании в стиле «Кроль» на груди; лежание на воде;

Воспитывать чувство уверенности в себе, активность;

Развивать чувство коллективизма.

Задачи :

Оздоровительные : укреплять опорно-двигательный аппарат детей.

Образовательные :

Расширять и закреплять ранее полученные знания на других занятиях о народном поэте Габдуллы Тукая и его произведениях;

Совершенствовать скольжения на воде упражнение «Стрела»;

Закреплять навык выполнения упражнений: «Звезда» , «Поплавок» , навыки погружения в воду с задержкой дыхания;

Развивать смелость, ловкость и силу;

Воспитательные :

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту,

доставить детям радость от участия в развлечении, предоставить возможность проявить активность, желание демонстрировать свои личные спортивные достижения;

Развивать наблюдательность, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней;

Формировать этно-культурное сознание у детей дошкольного возраста.

Предварительная работа :

Беседы с детьми на темы: поэт Габдулла Тукай;

Обсуждение сценария праздника с исполнителями ролей;

Оформление бассейна;

Подбор костюмов, реквизитов, музыкального сопровождения;

Беседы с детьми о поведении в открытых водоемах.

Место проведения : бассейн детского сада

Участники : дети подготовительной, старшей, II младшей группы

Инвентарь : резиновые игрушки (тонущие), гребень

Оформление : оформление бассейна (деревья, цветы, наклейки обитателей озера), музыкальный центр.

Сказочные герои : Су Анасы

Музыкальное сопровождение : фонограмма балета «Су Анасы»

Ход досуга:

Звучит отрывок музыки к балету «Су Анасы» Анвар Бакиров;

Государственный Симфонический оркестр РТ, Фарид Нигматуллин.

Лето. В жаркую погоду любо в озере играть

Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

Вот лягушки озорные

Я лягушка! Мин Бака! (говорит 1й ребенок II младшей гр.)

Я лягушка! Мин Бака! (говорит 2 й ребенок II младшей гр.)

Вместе с мальчиком резвились и плескались

Но из озера, однако, вылезать пришла пора

И уплыли кто куда!

После слов ведущего танец лягушат:

Лягушата, выполняют «стрелочку-скольжение» навстречу друг другу, в центр бассейна.

Встают, растопырив лапки, идут по кругу

Выполняют упражнение «поплавок»

Встают, кружатся

Выполняют упражнение «Звездочка»

Встают и уплывают в положении «стрелочка» на свои места.

Мальчик выполняет упражнение «Игрушка на дне»

В это же время «Су анасы» плавает в положении «стрелочка, ноги кроль» вокруг «лестницы - камня». Сделав один круг, садится на камень, причесывает волосы. Мальчик собрал все игрушки и увидел русалку.

«Су анасы» причесав волосы, спрыгивает в воду, забыв гребень на камне.

Мальчик, заметив гребень, плывет к камню, в положении «стрелочка, ноги кроль» забирает гребень. Уплывает назад.

Музыка становится тревожной.

Из под «лестницы-камня» выплывают рыбки-мальчики (4 мальчика, старшей группы)

Рыбки парами плывут к мальчику в положении «стрелочка, ноги кроль», первая пара, затем вторая

Подплыв к мальчику, берутся за руки, образуя круг.

Танец мальчиков-рыбок:

Упражнение «поплавок», не отпуская рук, погружаются в воду одновременно

Ходьба по кругу, поднимая руки вверх (3 раза)

Упражнение «звездочка»

Ходьба по кругу, поднимая руки вверх (3 раза)

Уплывают под камень.

Во время танца рыбок-мальчиков, рыбки-девочки, выполняют упражнение «ноги кроль» в углах бассейна.

Рыбки-мальчики уплывают, рыбки-девочки заканчивают упражнение.

«Су анасы» обнаружив пропажу гребня подплывает к мальчику:

Диалог водяной и мальчика:

Су анасы: - Зачем ты взял мой гребень?

Мальчик: - Он такой красивый, я хотел с ним поиграть

Су анасы: - если ты заберешь его, то мое озеро погибнет. Верни, мне гребень

Мальчик: - Вот, возьми! Я не хочу, чтобы это прекрасное озеро исчезло! (отдает гребень водяной)

«Су анасы» забирает гребень, плывет на камень, садится и причесывает волосы

Музыка становится плавной, танец рыбок-девочек:

Выполняют упражнение «стрелочка, ноги кроль» меняются местами, друг с другом (2 Раза)

- «Стрелочка, ноги кроль» плывут к камню

Ныряют на дно, выполняя ногами «фонтанчик» (ноги кроль)

Встают, руки вверх, кружатся на месте

Выполняют упражнение «звездочка на груди»

Встают, руки вверх, кружатся на месте

Выполняют упражнение «звездочка на спине», держась ногами за лестницу, руками выполняют маленькие брызги

Встают, руки вверх, кружатся на месте

Выполняют упражнение «ноги кроль на спине», уплывают в углы бассейна

Совместный танец мальчиков-рыбок и девочек-рыбок по углам бассейна.

«Су анасы» подплывает к лягушатам и мальчику, выполняют танец в центре бассейна, взявшись за руки.

Кружение по кругу, держась за руки.

- «Поплавок»

Встали, покружились

- «Звездочка»

Встали, покружились

- «Поплавок»

Встали, покружились

Уплывают все в центр бассейна, образуя круг вокруг лестницы-камня.

Повторяют весь рисунок танца (все выполняется под музыку, синхронно)

Разворачиваются, спиной в круг, держась за руки, выполняют поклон зрителям.

Разъединив руки, «Су анасы» уводит всех за собой, по одной линии, в угол бассейна, на финальный поклон.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Габдулла Тукай

Водяная

(Рассказ деревенского мальчика)

Лето. Жаркая погода. Прыгнешь в речку - благодать!

Любо мне нырять и плавать, воду головой бодать!

Так играю, так ныряю час, а то и полтора.

Ну, теперь я освежился, одеваться мне пора.

Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.

Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.

На мостки, зачем - не знаю, оглянулся я в тоске...

Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!

Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,

И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.

Я стою, дрожа от страха, притаившись и ивняке,

И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке,

Водяная расчесала косы влажные свои,

В реку прыгнула, нырнула, скрылась в глубине струи.

Тихо на мостки всхожу я, выйдя из листвы густой.

Что это? Забыла ведьма чудный гребень золотой!

Оглянулся: пусто, глухо на реке, на берегу.

Гребень хвать и прямо к дому опрометью я бегу.

Ну лечу я, ног не чуя, ну и мчусь, как быстрый конь.

Я покрыт холодным потом, я пылаю как огонь.

Посмотрел через плечо я... Аи беда, спасенья нет:

Ведьма, ведьма водяная гонится за мною вслед!

Не беги! - кричит бесовка.- Погоди, воришка! Стой!

Ты зачем украл мой гребень, чудный гребень золотой?

Я - бегом, а ведьма - следом. Ведьма - следом,

я - бегом.

Человека бы на помощь!.. Тихо, глухо все кругом.

Через ямы, буераки до села мы добрались.

Тут на ведьму все собаки поднялись и залились.

Гав! Гав! Гав! - не уставая, лают псы,

щенки визжат,

Испугалась водяная, поскорей бежит назад.

Отдышался я, подумал: «Вот и минула беда!

Водяная ведьма, гребня ты лишилась навсегда!»

В дом вошел я: - Мать, нашел я чудный гребень

Дай попить, бежал я быстро, торопился я домой.

Золотой волшебный гребень принимает молча мать,

Но сама дрожит, боится, а чего - нельзя понять.

Солнце закатилось. Ладно, спать ложусь я.

День потух.

И в избу вошел прохладный и сенной вечерний дух.

Я лежу под одеялом, мне приятно, мне тепло.

Стук да стук. Стучится кто-то к нам в оконное стекло.

Лень мне скинуть одеяло, лень добраться до окна.

Мать, услышав, задрожала, пробудилась ото сна.

Кто стучит в такую темень! Убирайся, проходи!

Что тебе приспело ночью? Пропадом ты пропади!

Кто я? Ведьма водяная! Где мой гребень золотой?

Давеча стащил мой гребень твой сынок,

воришка твой!

Одеяло приоткрыл я. Лунный луч блестит в окне.

Ах, что станется со мною! Ах, куда податься мне!

Стук да стук. Уйди, бесовка, чтобы черт тебя унес!

А вода - я слышу - льется с длинных и седых волос.

Видно, славною добычей мне владеть не суждено:

Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно.

Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать.

Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать!

Вспоминая стук зловещий, я сгораю от стыда.

И чужие трогать вещи перестал я навсегда.

Габдулла Тукай

Су анасы

(Бер авыл малае авызыннан)

Й к?не. Эссе?авада мин суда койнам, й?з?м;

Ч?чр?т?м, уйныйм, чумам, башым бел?н суны с?з?м.

Шул р?вешч? бер с?гать ярым кад?рле уйнагач,

Инде, шаять, бер с?гатьсез тирл?м?м дип уйлагач,

Й?гереп чыктым судан, тиз-тиз киендем?с-башым;

Куркам?зем?лл? нид?н,- юк янымда юлдашым.

Бервакыт кит?м диг?нд?, т?ште к?зем басмага;

Карасам: бер куркыныч хатын утырган басмада.

К?нг? каршы ялтырый кулындагы алтын тарак;

Шул тарак берл?н утыра тузгыган сачен тарап.

Тын да алмыйча торам, куркып кына, тешне кысып,

Шунда яр буендагы куе агачларга посып.

Сачл?рен?рг?ч тарап, сикерде т?ште суга ул;

Чумды да китте, т?мам юк булды к?зд?н шунда ул.

Инде мин?крен ген? килдем д? кердем басмага,

Ен оныткан, ахыры,- калган тарагы басмада.

Як-ягымда?ич кеше д? юклыгын белдем д? мин,

Чаптым авылга, таракны тиз ген? элдем д? мин.

К?рмимен алны в? артны, и чабам мин, и чабам;

Ашыгам, тирлим, пеш?м??м кып-кызу уттай янам.

Берзаманны?йл?неп баккан идем артка таба,-

А?, харап эш! - Су анасы да минем арттан чаба.

Кычкырадыр: «Качма! качма! Тукта! тукта, и карак!

Ник аласы? син аны,- ул бит минем алтын тарак!»

Мин качамын - ул куадыр, ул куадыр - мин качам;

Шулкад?рле кыр тыныч, ?ичбер кеше юк, ичмасам.

Шул р?вешч? чабышып?иттек авылга бервакыт,

Су анасыны куарга к?т?релде барча эт!

«Вау!» да «вау!» да, «?ау!» да «?ау!» -

бертуктамый этл?р?р?;

Су анасы, куркып этл?рд?н, кирег? й?гер?.

Инде эш?айланды, куркудан тынычландым, дидем;

И явыз карчык! тарагы?нан коры калды?, дидем.

Йг? кайттым да: «?ни, алтын тарак таптым!» - дидем;

«Сусадым, ардым, ?ни, мин бик озак чаптым»,- дидем.

Сейл?г?чтен кыйссаны, алды тарагымны?ни;

Курка?зе алса да,- уйлый эченн?н?лл? ни...

Яхшы, хуш. Батты кояш. Йокларга яттым кич бел?н;

Й эче тулган иде кичке?ава, хуш ис бел?н.

Юрган астында йокыга китми ятам мин?аман;

Шык та шык! - кемдер т?р?з?г? чиерт? берзаман.

Мин ятам р?х?т кен?, тормыйм да кузгалмыйм?ле.

Бу тавышка сиск?неп, торган йокысыннан?ни:

Ни кир?к? Кем бу? Кара т?нд? вакытсыз кем й?ри?

Н?рс? бар со? т?нл? берл?н, и пычагым кергери!

Су анасы мин, китер, кайда минем алтын тарак?

Бир! бая к?ндез алып качты сине? угълы?, карак!

Т?шк?н айны? ш??л?се, мин юрган астыннан карыйм;

Калтырыйм, куркам:

«Ходай! - дим,- инде мин кайда барыйм?»

Ич?злексез шык та шык! безне? т?р?з?не кага;

Ул коточкыч сачл?ренн?н чишм? т?сле су ага.

Нк?ем алтын таракны, тиз ген? эзл?п табып,

Атты да тышка, тиз?к куйды т?р?з?не ябып.

Су анасыннан котылгачтын, тынычлангач, ?ни

И орышты, и орышты, и орышты со? мине!

Мин д? шуннан бирле андый эшк? кыймый башладым,

«Й? иясе юк!» - дип, ?йберл?рг? тими башладым.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: