Разнообразие земноводных и их значение. Многообразие земноводных и их значение Многообразие и значение земноводных кратко

>>Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты

§ 48. Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты

Отряд Бесхвостые земноводные, как показывает название, объединяет земноводных, лишенных хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. В мире известно около 3500 видов, в СССР - 23 вида. В нашей стране обитают лягушки, жабы и квакши 93 .

Лягушки, живущие в СССР, - бурые и зеленые. Бурые - травяная и остромордая - весной появляются очень рано, как только сойдет снег, и отличаются от зеленых не только бурой окраской, но и негромким урчанием. Зеленые лягушки - прудовая и озерная - весной пробуждаются позже бурых, когда растает лед на прудах, озерах и заводях, и заявляют о себе громким кваканьем самцов.

(!) легко отличаются от лягушек по грубой коже, покрытой бугорками. Кожа жаб выделяет едкую жидкость, которая вызывает раздражение, попадая в глаза или рот. Если это случится, следует немедленно промыть их чистой холодной водой.

Рассказы о том, что кожные выделения жаб вызывают у человека появление бородавок, лишены всякого основания.

Жабы активны в темное время суток, а днем прячутся в различные убежища. Задние конечности жаб короче, чем у лягушки. В связи с этим жабы хуже прыгают.

Благодаря хорошо развитым легким и сухой коже жабы могут жить вдали от водоемов и только на период размножения уходят в воду. Они поселяются в огородах, на полях, в лесах, парках и приносят человеку большую пользу, истребляя различных вредителей культурных растений.

Квакши .

В нашей стране в южных областях европейской части, на Кавказе и на Дальнем Востоке встречаются маленькие лягушки длиной 4-5 см - квакши. Увидеть их почти невозможно, так как живут они... на деревьях. Но кричат они очень громко. Вниз спускаются весной для икрометания и осенью - на зимовку.

Отряд Хвостатые земноводные объединяет земноводных, имеющих длинный хвост и короткие ноги. Они передвигаются при помощи ног, волнообразных движений туловища и хвоста. Известно около 350 видов хвостатых земноводных, в СССР -11 видов.

Из них наиболее известны тритоны 93 .

Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. Особенно высокий он у самцов. Летом тритоны выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни неподалеку от различных водоемов (в старых пнях, ямах и других влажных убежищах). В период наземной жизни гребень у тритона не развит.

В лесах Карпатских гор и на Кавказе живут саламандры (!). Их кожные выделения ядовиты. Окраска обыкновенной саламандры предостерегающая - черная, с яркими желтыми пятнами.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Современные земноводные. Класс Земноводные насчитывает около 5000 (4800) современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

Отряд Хвостатые земноводные - наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. Передние и задние ноги примерно одинаковой длины.

В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены два вида: гребенчатый тритон (см. рис. 130, 3) длиной 14-15 см (самцы черные, с оранжевым брюхом и хорошо развитым гребнем на спине) и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Летом тритоны живут и размножаются в воде. Зиму проводят в состоянии оцепенения в укрытиях на земле. В биологических лабораториях содержат личинок американских амбистом - аксолотлей. Эти животные, как и другие земноводные, на личиночной стадии обладают способностью к регенерации - восстановлению утраченных частей тела.

Самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) - исполинская саламандра живет в горных речках Восточного Китая и в Японии.

К отряду Бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши (рис. 140). Всего в нем насчитывают более 4500 видов.

Рис. 140. Различные виды лягушек: 1 - краснобрюхая жерлянка; 2 - рогатая лягушка; 3 - обыкновенная квакша; 4 - пила суринамская

На примере лягушки ранее были рассмотрены все типичные черты амфибий. Жабы (см. рис. 130, 1) имеют сухую бугристую кожу. Летом они живут в лесах, садах, огородах. Активны в сумерках, днем прячутся в укрытиях.

Квакши отличаются небольшими размерами, тонким телом и лапами с присосками на концах пальцев. Присоски позволяют квакшам удерживаться на листьях и стволах деревьев, где они проводят большую часть времени. Самая мелкая банановая лягушка (длиной 3-4 см) и самая крупная лягушка голиаф (длиной до 25 см и массой более 3 кг) живут в тропических лесах Африки.

Отряд Безногие земноводные объединяет примерно 60 видов. Эти обитатели тропиков ведут подземный образ жизни. У безногих, например у червяги, длинное червеобразное тело; у большинства есть внешняя сегментация тела. Передвигаются они в почве, раздвигая почвенные частицы передним концом тела. В связи с подземным, роющим образом жизни ноги и глаза у безногих редуцированы (слабо развиты или отсутствуют).

Значение земноводных в природе и в жизни человека. Взрослые земноводные питаются подвижной животной пищей. Основной пищей лягушкам, жабам, квакшам служат многочисленные насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.

Сами земноводные служат добычей некоторым птицам, млекопитающим. Так, лягушек и других земноводных едят аисты, цапли, барсуки, енотовидные собаки, ежи, змеи.

В некоторых странах люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек, во Франции, в США, например, их разводят на специальных фермах, как карпов в прудах. Франция вынуждена ввозить в свою страну съедобных лягушек, так как численность собственных земноводных резко сократилась.

Ученые используют лягушек для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал.

Этим страдалицам науки поставлены памятники. Первый памятник лягушке, используемой на благо науки, был поставлен в Сорбонне - всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

И еще одно практическое значение для человека имеют земноводные: их тонкие влажные покровы очень чувствительны к загрязнению, поэтому если в водоеме есть земноводные, значит, вода в нем чистая. Отсутствие земноводных - это один из признаков неблагополучия в водоеме, его загрязнения.

Многие виды амфибий стали редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу России внесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.

Класс Земноводные включает отряды Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. Амфибии являются важным компонентом природных биоценозов - регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Где встречается большинство видов земноводных?
  2. Рассмотрите рисунки 130 , 137 и 138. От каких животных произошли амфибии? Чем это можно доказать?
  3. Назовите отряды земноводных и их основных представителей, используя рисунки 130 и 140.
  4. Укажите причины сокращения численности земноводных. Какие меры по их охране можно использовать?
  5. Какова роль амфибий в природе и в жизни человека?

1. Где встречается большинство видов земноводных?
Земноводные распространены в тропиках, субтропиках и умеренных широтах.

2. Рассмотрите рисунки 130, 137 и 138. От каких животных произошли амфибии? Чем это можно доказать?
Рис. 130: Разнообразные земноводные.

Рис. 137: Развитие лягушки.

Рис. 138: Древнее земноводное.

Земноводные произошли около 350 млн лет назад от древних кистеперых рыб рипидистий. Первые примитивные земноводные сохраняли многие типично рыбьи черты. От них произошли современные амфибии.

3. Назовите отряды земноводных и их основных представителей, используя рисунки 130 и 140.
Рис. 130: Разнообразные земноводные.

Рис. 140: Различные виды лягушек.

Земноводные делятся на три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.
К отряду хвостатые относятся: саламандра, тритон
К отряду Бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши.
К отряду Безногие относятся: червяги

4. Укажите причины сокращения численности земноводных. Какие меры по их охране можно использовать?
Причины:
Осушение водоёмов людьми, выброс токсических веществ (мусора) в реки и озёра.
Чтобы сохранить численность можно стараться меньше бросать мусора, не выбрасывать отходы в пресные воды.

5. Какова роль амфибий в природе и в жизни человека?
Земноводные служат добычей некоторым птицам, млекопитающим. Так, лягушек и других земноводных едят аисты, цапли, барсуки, енотовидные собаки, ежи, змеи.
В некоторых странах люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек, их разводят на специальных фермах, как карпов в прудах.
Ученые используют лягушек для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал.

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны.

Воспитательные задачи: прививать детям любовь к природе, научить охранять природу и особенно тех представителей, которые занесены в Красную книгу.

Оборудование: таблицы “Строение лягушки” и “Многообразие земноводных”, модель жабы, влажный препарат лягушки, таблица “Кистепёрая рыба”, презентации учеников “Отряды земноводных”.

Ход урока

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку).

II. Повторение пройденного материала и актуализация знаний (деятельность учителя).

Вопрос-загадка.

И в лесу мы, и в болоте.
Нас всегда везде найдёте.
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные.....

С каким классом мы познакомились на прошлом уроке? Какое строение имеют представители этого класса? Учитель показывает термины и слова, а ученики отвечают и получают оценки (фронтальный опрос).

Термины: резонаторы, клоака, головастик, веки, метаморфоз и т.д.

III. Сообщение темы, постановка задач и изучение новой темы.

Тема нашего урока – многообразие земноводных и их значение в природе. Наша задача – познакомиться с отрядами земноводных, с их признаками, а также рассмотреть их роль в природе и жизни человека.

Открыли тетради и записали тему урока.

Запись в тетрадях. Класс Земноводные делится на 3 отряда:

1. Безногие

2. Бесхвостые

3. Хвостатые

Прежде чем мы познакомимся с представителями и признаками отрядов, начертим таблицу в тетради, которую вы будете заполнять по ходу нашего урока.

Для объяснения новой темы учитель заранее распределила заданиям некоторым ученикам (подготовить презентации по отрядам, найти дополнительный материал по представителям отрядов, выяснить значение земноводных и некоторым ребятам были даны вопросы, на которые они должны были ответить самостоятельно).

1. Отряд бесхвостые (деятельность ученика)

“Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но не столь же справедливо, как семейство жаб”. Альфред Брем

Отряд бесхвостые объединяет земноводных, лишённых хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. К ним относят лягушки, жабы и квакши.

Ученик показывает свою презентацию по отряду бесхвостые. После этого учащиеся заполняют таблицу.

2. Отряд хвостатые (деятельность ученика)

Отряд хвостатые насчитывает 350 видов. Имеют длинный хвост и короткие ноги. Передвигаются при помощи ног и волнообразных движений туловища и хвоста. Наиболее известны тритоны – кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский. Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. На Кавказе, в Карпатах живут саламандры. Их кожные выделения ядовиты. Окраска обычно предостерегающая.

Ученик показывает свою презентацию по отряду хвостатые. Учащиеся заполняют таблицу по отряду хвостатые.

3. Отряд Безногие (червяги) (деятельность ученика)

Безногие приспособлены к роющему образу жизни. Тело червеобразное, лишено конечностей, разделено на многочисленные кольца. Внутренние органы вытянуты, число позвонков до 300. В длину могут достигать 1 метр. Развито обоняние, глаза неподвижны, скрыты под кожей. Откладывают яйца. Известно 160 видов. Обитают в Африке, Южной Америке.

Ученик показывает свою презентацию, учащиеся заканчивают заполнять таблицу.

Вопрос учителя, чем полезны земноводные,нужно ли охранять земноводных? Учащиеся дают свои варианты ответов, учитель подводит итог и значение земноводных записывают в тетрадь.

Значение земноводных:

Играют большую роль в природе, входят в цепи питания. Ими питаются птицы, змеи, рыбы;

Поедают различных вредителей растений;

Зелёные лягушки истребляют личинок и куколок кровососущих комаров;

В ряде стран лягушек использует в пищу человек;

Лягушка является классическим объектом для научных исследований.

После этого ученики записывают в тетрадь названия земноводных, которые занесены в Красную книгу Республики Татарстан:

Жаба серая

Лягушка травяная

IV. Закрепление новой темы.

Подведём итоги. Мы познакомились с отрядами земноводных, с признаками отрядов и их представителями.

Несколько учащихся зачитывают свою таблицу, самые лучшие оцениваются.

  • Почему лягушек называют амфибиями?
  • Правда ли что существуют лягушачьи концерты?
  • Почему глаза лягушек часто называют удивительными?
  • Можно увидеть синих лягушек?
  • Есть ли у лягушек зубы?
  • Правильно ли говорят, что если возьмёшь лягушку в руки, то появятся бородавки?

Можно придумать и другие вопросы на усмотрение учителя.

V. Подводятся итоги урока и даётся домашнее задание.

Озвучиваются оценки, которые получили ученики за ответы, презентации.

Домашнее задание (творческое): составить кроссворд на пройденную тему и найти интересные факты, из дополнительных источников, про различные виды земноводных.

Современные земноводные. Класс Земноводные насчитывает около 5000 (4800) современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

Отряд Хвостатые земноводные - наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. Передние и задние ноги примерно одинаковой длины.

В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены два вида: гребенчатый тритон (см. рис. 130, 3) длиной 14-15 см (самцы черные, с оранжевым брюхом и хорошо развитым гребнем на спине) и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Летом тритоны живут и размножаются в воде. Зиму проводят в состоянии оцепенения в укрытиях на земле. В биологических лабораториях содержат личинок американских амбистом - аксолотлей. Эти животные, как и другие земноводные, на личиночной стадии обладают способностью к регенерации - восстановлению утраченных частей тела.

Самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) - исполинская саламандра живет в горных речках Восточного Китая и в Японии.

К отряду Бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши (рис. 140). Всего в нем насчитывают более 4500 видов.

Рис. 140. Различные виды лягушек: 1 - краснобрюхая жерлянка; 2 - рогатая лягушка; 3 - обыкновенная квакша; 4 - пила суринамская

На примере лягушки ранее были рассмотрены все типичные черты амфибий. Жабы (см. рис. 130, 1) имеют сухую бугристую кожу. Летом они живут в лесах, садах, огородах. Активны в сумерках, днем прячутся в укрытиях.

Квакши отличаются небольшими размерами, тонким телом и лапами с присосками на концах пальцев. Присоски позволяют квакшам удерживаться на листьях и стволах деревьев, где они проводят большую часть времени. Самая мелкая банановая лягушка (длиной 3-4 см) и самая крупная лягушка голиаф (длиной до 25 см и массой более 3 кг) живут в тропических лесах Африки.

Отряд Безногие земноводные объединяет примерно 60 видов. Эти обитатели тропиков ведут подземный образ жизни. У безногих, например у червяги, длинное червеобразное тело; у большинства есть внешняя сегментация тела. Передвигаются они в почве, раздвигая почвенные частицы передним концом тела. В связи с подземным, роющим образом жизни ноги и глаза у безногих редуцированы (слабо развиты или отсутствуют).

Значение земноводных в природе и в жизни человека. Взрослые земноводные питаются подвижной животной пищей. Основной пищей лягушкам, жабам, квакшам служат многочисленные насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.

Сами земноводные служат добычей некоторым птицам, млекопитающим. Так, лягушек и других земноводных едят аисты, цапли, барсуки, енотовидные собаки, ежи, змеи.

В некоторых странах люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек, во Франции, в США, например, их разводят на специальных фермах, как карпов в прудах. Франция вынуждена ввозить в свою страну съедобных лягушек, так как численность собственных земноводных резко сократилась.

Ученые используют лягушек для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал.

Этим страдалицам науки поставлены памятники. Первый памятник лягушке, используемой на благо науки, был поставлен в Сорбонне - всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

И еще одно практическое значение для человека имеют земноводные: их тонкие влажные покровы очень чувствительны к загрязнению, поэтому если в водоеме есть земноводные, значит, вода в нем чистая. Отсутствие земноводных - это один из признаков неблагополучия в водоеме, его загрязнения.

Многие виды амфибий стали редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу России внесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.

Класс Земноводные включает отряды Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. Амфибии являются важным компонентом природных биоценозов - регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Где встречается большинство видов земноводных?
  2. Рассмотрите рисунки 130 , 137 и 138. От каких животных произошли амфибии? Чем это можно доказать?
  3. Назовите отряды земноводных и их основных представителей, используя рисунки 130 и 140.
  4. Укажите причины сокращения численности земноводных. Какие меры по их охране можно использовать?
  5. Какова роль амфибий в природе и в жизни человека?
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: